Издалека посёлок Мирный в Краснооктябрьском районе Волгограда мало чем отличается от других стареньких микрорайонов, которых в городе полно. Серые двух- и четырёхэтажные кирпичные дома, казалось бы, ничем не примечательны, но местные все знают, что часть зданий ещё несколько лет назад признали аварийными. В частности, двухэтажки № 41 и № 42. В каждой из них по 16 квартир, жильцы которых уверены, что власти бросили их на произвол судьбы.
Не хотим общежития вместо квартир
На домах почему-то не висят таблички с надписью «под балконами не ходить», хотя повесить их стоило бы. На голову прохожему запросто может упасть кусок осыпающейся штукатурки. Но снаружи картина не такая мрачная, как внутри. Едва ступив в подъезд 42-го дома, мы понимаем, что под ногами деревянный пол, который даёт знать о себе громким скрипом. А пройдя чуть вперёд, мы видим огромные трещины на стенах. Такие же есть в некоторых квартирах. Поднявшись на второй этаж, мы заходим к Ольге и Александру Гончаренко, которые за два года проживания здесь уже привыкли ко всем прелестям аварийного дома.
— На стене трещина, соседка предлагает нам зашпаклевать её с обеих сторон, — говорит Александр Гончаренко. — Делать это с одной стороны смысла нет, быстро разойдётся. Потолок тоже расходится, как видите. Так и живём, всё только самим делать. Дом аварийный, его никто не обслуживает. При этом коммуналку мы каждый месяц платим. Предлагали ли нам переселиться? Ну что вы, про нас как будто все забыли.
В этом году зданию исполняется 60 лет — его построили в 1959-м. 86-летний Юрий Игонин участвовал в возведении дома, и живёт здесь с первых дней его существования.
— Помню, когда только заселились, штукатурка ещё не до конца высохла, — рассказывает волгоградец. — С тех пор капитального ремонта здесь ни разу не было. Благо, несколько лет назад хотя бы крышу заделали, а то при дожде вода текла по стенам. Когда дом признали аварийным, мне стали предлагать на время заселиться в общежитие. Но посудите сами, у меня тут двухкомнатная, а мне предлагают какую-то общагу. Тем более я человек немолодой, у меня аденома, в общежитии я пока до туалета дойду, следы оставлю. Так что как-нибудь поживу у себя.
По словам жильцов дома, некоторым их соседям удалось добиться переселения в квартиры. Однако новая жилплощадь у тех восторга не вызвала.
— Одна смогла переехать, через прокуратуру себе квартиру в неаварийном доме выбила, — говорит Юрий Игонин. — Но в итоге что? Дали ей квартиру, которая требует ремонта. Вот она и делает его на свою жалкую пенсию.
Если в 42-м доме жильцы на протекающие крыши не жалуются, то в соседнем 41-м эта проблема актуальна в любой дождливый сезон.
— В коридорах из-за этого всё время мокро, — говорит пенсионерка Надежда Лютенко. — В квартире тоже на стенах пятна от влаги. А чему удивляться, если последний ремонт в доме был в советский период, и заключался он в том, что покрасили подъезды? Всему остальному 60 лет. Видели на входе в подъезд отломленная доска на полу? Так дети частенько там в подвал проваливаются. Но мы продолжаем тут жить, потому что не хотим в общежитие. Пока, слава Богу, на голову ничего не сыпится, вот и терпим.
Администрация бездействует
Одна из квартир на первом этаже 42-го дома придаёт зданию совершенно заброшенный вид. Окна заколочены досками, дверь — тоже. Одна из дощечек отломана — кто-то решил прорубить себе проход в квартиру.
— Там жил одинокий мужчина, который много пил, — рассказывает Ольга Гончаренко. — Когда он скончался, квартиру просто заколотили. А сейчас туда то бездомные ходят переночевать, то просто бродяги какие-нибудь.
Заброшенными себя чувствуют и жители Мирного. На официальном ресурсе «Реформа ЖКХ» указано, что расселить их должны в 2021-м. То есть как минимум ещё два года людям придётся жить в домах, с протекающей крышей, трескающимися стенами и проваливающимися полами. На этом же ресурсе указано, что 41-й дом изношен на 81%, а 42-й — на все 90.
— Администрация города нам каждый год что-то новое обещает, — рассказывает жительница 42-го дома Екатерина Коробова. — Сначала говорили, что переселят в 2016-м, потом обещали 2019-й... А в 2021-м что, скажут, что переселят в 2024-м? У нас дом просто расходится, в моей квартире чётко ощущается наклон в одну сторону. Чиновники ждут, пока он разрушится? Они бы хоть о людях подумали. В одной из квартир живёт лежачий инвалид, у которого никого нет, за ним соседи вынуждены присматривать. Неужели нельзя предоставить ему нормальные условия?
Жители уверены в том, что чиновники действительно чего-то ждут. Бездействие администрации Волгограда признано даже Центральным районным судом.
— 27 июля 2016 года суд признал незаконным бездействие администрации, которую годом ранее обязали предоставить новое жилье по договору социального найма Эмалии Громовой и Александру Евстифееву, которые живут в доме № 42 в посёлке Мирный, — сказано в письме, направленной региональной службой судебных приставов волгоградке Эмалии Громовой. — В администрации это решение проигнорировали, за что в октябре того же года она была оштрафована на 50 тысяч рублей. Судебные приставы не раз призывали мэрию исполнить решение суда, ещё несколько раз привлекали к штрафным санкциям, обязывая выплатить 30, 50, 60 и 70 тысяч рублей. Кроме того, в марте 2017 года главе администрации Волгограда было вручено предупреждение об уголовной ответственности за неисполнение судебного решения.
Редакция V1.RU направила в мэрию Волгограда запрос, чтобы выяснить, когда там собираются исполнить решение суда и расселить жильцов аварийных домов в Мирном.
Этот посёлок не единственный в Краснооктябрьском районе, жители которого бьют тревогу, оказавшись в аварийных домах. Такая же плачевная ситуация сложилась на улице Северный городок. В доме № 5 гниют полы и рушатся стены.
— В первую очередь решается задача переселения жителей этого дома в безопасные жилые помещения, поэтому всем жильцам до начала процедуры расселения был предложен маневренный жилой фонд, — рассказали в мэрии. — В настоящее время согласие на переезд в маневренный фонд получено уже от одного жильца дома. В дальнейшем горожане, проживающие в доме по договору соцнайма, будут переселены в благоустроенные помещения, собственникам будет предложена компенсация за жилье по цене рыночной стоимости квартир. Вопрос о сносе здания будет рассмотрен только по окончании процедуры расселения. Подрядная организация, которая осуществит разбор дома и вывоз конструкций, будет определена по итогам конкурсных процедур.
Адиль Зодоров