Под Волгоградом один за другим тонут в воде автомобили. Сначала под лед провалилась фура с водителем из Турции, а накануне из реки вытащили кроссовер с трупами целой семьи. Между авариями прошло не так мало времени, но их и аналогичные объединяет одно — место. Но в чем причина этих совпадений? Плохая дорога? Отсутствие знаков? Сбой навигатора? Или человеческий фактор? Мы попытались разобраться в особенностях этой дороги смерти.
Три трупа за один вечер
Переправа на реке Еруслан находится на границе двух районов Волгоградской области. С южного берега ближайший населенный пункт — село Бережновка (Николаевский район), а с северного — село Курнаевка (Старополтавский район).
— Летом тут работает переправа, а зимой, когда морозы сильные, местные проезжают по льду, — рассказал глава Курнаевского сельского поселения Федор Аржанов. — Они знают, где можно, а где нельзя. По прямой там не получится, провалитесь под лед.
Так и получилось с водителем фуры из Турции. 2 февраля 2023 года фура, груженная 20 тоннами фанеры, шла со стороны Волгограда в сторону Саратовской области по трассе Р-229. От берега машина отъехала 200 метров, и лед не выдержал. Труп 65-летнего водителя, гражданина Турции Олгуза Азиза, извлекли из кабины только на следующий день — мужчина утонул. Для его извлечения из грузовика потребовалась помощь водолазов. Вытащить машину из реки Еруслан в тот момент не представлялось возможным.
И хотя водитель пошел по льду в стороне от переправы, причина этой трагедии ясна — турок пошел на смертельно опасный риск, а лед не выдержал тяжести фуры. Но спустя некоторое время в воде снова оказался автомобиль. На этот раз в теплое время года.
В сентябре 2024-го из того же водоема достали кроссовер Renault Logan, в салоне которого ехала семья из Саратовской области. Они возвращались из отпуска в Краснодарском крае, но вечером 14 сентября автомобиль съехал с дороги и оказался всё в той же реке Еруслан. Мама, папа и дочь скончались на месте. В правоохранительные органы обратился родственник погибших, который заявил, что они перестали выходить на связь. После этого силовики проследили маршрут авто и нашли его в воде.
По словам главы Курнаевского, у этих аварий, скорее всего, разные причины.
— Зимой, когда фура утонула, мне кажется, это навигатор так показал, — считает Федор Аржанов. — Но самому интересно, зачем он поехал сюда. Когда его потеряли — я ж на своей «Ниве» поехал его искать, по следам. В итоге выяснилось, что он свернул с дороги и ехал над берегом. Он вернулся от берега метров 800 вверх и свернул, пошел на Беляевку. Чужому человеку на фуре в такое место попасть тяжело. Он видел речку, видел берег. В то время в Турции землетрясение было, может, его близких коснулось. Я знаю, что он не остался ночевать на площадке, а поехал в ночь. Но у меня ощущение, что это навигатор. Турок попал на перекат — место, где вода меняет русло и слабый лед. Он хотел по льду пройти, но провалился.
Водитель фуры двигался с севера на юг и не дошел всего 300 метров до берега, выйдя на лед.
По словам Федора Аржанова, он помнит и другую аналогичную аварию на этом месте, помимо этих двух.
— Лет 6 назад Touareg здесь утонул, — сообщил глава поселения. — Но там было превышение скорости. Он ехал на юг тоже и улетел в воду. Спешил, видимо. Говорил, что знаков никаких не видел, хотя они все есть. Я его вытаскивал из воды. Если на Бережновку ехать, переправа правее, а он левее ушел.
Навигатор ведет в объятия Посейдона
Что касается аварии с семьей из Саратовской области, Федор Аржанов предполагает, что дело в банальном превышении скорости.
— Duster тоже, как мне кажется, просто спешил, — добавил Федор Аржанов. — Скорость была приличная, думаю. У него крыша даже погнута, не исключено, что он вообще перевернулся еще по дороге, перед тем как в воду попасть. Ну как в воде так можно крышу помять. Вода может капот оторвать, фары, но не крышу. Дорога там нормальная, знаки есть. Я по навигатору никогда не ездил. Многие фуры идут по навигатору. Когда уже воду приморозит, фуры идут, я их останавливаю, говорю: «Вы куда?» Они говорят: «Нас навигатор ведет».
По информации источника V1.RU в экстренных службах, по словам родных, водитель Duster навигатором не пользовался, а хорошо знал указанную дорогу.
— Установить все обстоятельства можно будет только после завершения проверки правоохранительными органами, — рассказал собеседник редакции. — Может, водитель превысил скорость и не вписался в небольшой поворот перед переправой. Может, ему стало плохо. А может, просто уснул.
В то же время навигаторы в этом месте ведут себя интересно. «Яндекс» и 2GIS четко показывают в этом месте переправу. Не заметить эти значки на карте просто невозможно. А вот Google карты ведут водителя сплошной синей линией прямо в воду без обозначений переправы. Интересная избирательность зарубежной разработки.
Об особенностях навигаторов в этом месте заявляли и в ЕДДС.
— Навигатор ведет прямо, на Саратов, — объясняли в службе. — Хотя на Палласовку поворот мимо Николаевска, все идут на Бережновку. Летом там паромная переправа, а зимой всё обложено бетонными блоками, знаками — нет дороги, нет проезда, дальше река. Водители идут ночью, не видят, что заканчивается асфальт, и въезжают на лед. Те, кто успевает остановиться и понять, что дальше дороги нет, пытаются развернуться и застревают, сидят там по трое суток. Особенно много людей попадает, когда метели бушуют.