Волгоградца Романа Зайцева хотят привлечь к административной ответственности за участие в акциях «Открытой России» в поддержку находящейся под домашним арестом многодетной матери-одиночки Анастасии Шевченко, которой следователи не разрешали проведать умиравшую дочь. Волгоградца обвиняют в деятельности признанной нежелательной организации на территории Российской Федерации.
— В Ростове-на-Дону 21 января задержали участницу российского общественного сетевого движения «Открытая Россия» Анастасию Шевченко по обвинению в участии и деятельности нежелательной организации, — рассказал корреспонденту V1.RU координатор волгоградского регионального отделения Роман Зайцев. — Организация, действующая на территории России и состоящая из числа её граждан, является российским движением, не требующим юридического оформления в Минюсте. Она не имеет никакого отношения к одноимённой организации, зарегистрированной в других странах.
Женщину поместили спецприёмник.
— Анастасию на 48 часов отправили в изолятор временного содержания, — говорит Роман Зайцев. — Потом ей избрали меру пресечения в виде домашнего ареста. Она мать-одиночка, у Насти до сегодняшнего дня было трое детей. Один из них — инвалид, требующий постоянного ухода, лекарств и заботы.
Дочка Анастасии Шевченко сегодня скончалась в ростовской больнице.
— Старшая дочка Насти умерла 31 января в больнице в результате лёгочного заболевания, — пояснил Роман Зайцев. — От обструктивного бронхита или пневмонии. Всё это время Анастасии запрещали навещать и помогать дочери, и только вчера, когда девочка в критическом состоянии была переведена в реанимацию, следователь разрешил Шевченко посетить своего ребёнка.
По России члены «Открытой России» провели одиночные пикеты.
— Я также провёл пикет в поддержку Анастасии Шевченко, — сообщил волгоградец. — Конкретно я вышел с плакатом: «Не закроете!» В федеральном паблике во «ВКонтакте» разместили мою фотографию наравне с другими, и я опубликовал посты о новостях по ситуации с ростовчанкой со своими комментариями. В том числе, что её признали «узницей совести».
В отношении Романа Зайцева проводится разбирательство.
— 25 января меня вызвала помощник прокурора Наталья Сухова, которая предъявила мне постановление о возбуждении административного дела за репосты в поддержку Анастасии Шевченко по статье «Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации».
Волгоградцу грозит штраф от 5000 до 15 000 рублей.
— Фактически меня привлекли просто за распространение информации, не являющейся запрещённой, — считает активист. — Она не внесена в какой-то список экстремистских материалов. Она свободна к распространению. Я просто выразил мнение о нарушении прав в отношении своего товарища.
В прокуратуре объяснили вызов волгоградца иначе.
— В официальных пабликах в социальных сетях «Открытой России», признанной нежелательной организацией на территории страны, была опубликована информация о публичных акциях, проводимых её сторонниками, — сообщил источник в прокуратуре Волгограда. — Роман Зайцев неоднократно под эгидой организации проводил протестные акции в Волгограде. Фотографии и информационные материалы с мероприятий были опубликованы на её ресурсах в отчётных материалах о проводимых акциях. В соответствии с этим имеются фактические признаки его деятельности в составе данной организации.
Роман Зайцев связывает преследование с последними проведёнными протестными акциями в Волгограде.
— За прошлый месяц несколько акций попали в федеральную прессу, — пояснил волгоградец. — Это и заявление в прокуратуру на мэров Волгограда и Волжского в связи с отсутствием борьбы с гололёдом. Статью использовали для преследования за политические взгляды.
Алексей Серебряков