Жители села Россошки под Волгоградом вот уже три месяца страдают от перебоев с электричеством. При включении в сеть нескольких мощных потребителей подача электроэнергии прерывается на несколько минут. Перебои со светом могут происходить несколько раз в сутки. Обитатели села утверждают, что такое началось после замены счетчиков на более современные и подписания каких-то бумаг, в содержание которых обитатели села не вникали.
— Весной нам поставили счетчики на столбах, — рассказала жительница села Надежда Павличенко. — Потом привезли пульты, с помощью которых мы могли снимать показания. И под эту дудку подсунули какую-то бумажку, сказали, что инструкция по эксплуатации. А оказывается, там было указано, что нам будут подавать всего три киловатта мощности электроэнергии. А я подписала, не читая. И как жить, при условии что стоит включить телевизор и стиральную машинку — всё, свет отключается. Звоним в электросети, там просят подождать минут 10. Мол, все снова включится. Мол, отключился свет потому, что мощность высокая. Я позвонила брату, он у меня юристом в энергосетях в Михайловке работает. Он сказал, что физическим лицам не имеют права ограничивать подачу энергии. А вчера дозвонились до инженера. Нам добавили два киловатта и сказали, если хотим больше — то должны приехать заключить договор и заплатить 550 рублей. Почему? За что?
В «МРСК Юга» заявили, что на данный момент электроснабжение потребителей осуществляется в соответствии с договорами и закрепленными в них объемами потребления электроэнергии. Чтобы изменить параметры мощности, нужно обратиться в компанию и подать заявку на увеличение лимита мощности. После прохождения всех формальностей мощность подаваемой в дома энергии возрастет в 3–5 раз, до 15 киловатт.
— Реестры на введение ограничения мощности до уровня договорной формирует гарантирующий поставщик электроэнергии и направляет в сетевую компанию, — уточнили в ресурсоснабжающей организации. — Лимиты потребления мощности прописываются гарантирующим поставщиком в индивидуальных договорах на энергоснабжение каждого потребителя. Старые нормативы энергопотребления в 3–5 кВт вводились десятилетия назад, когда энерговооруженность каждой квартиры или домовладения была незначительной: не было еще электрочайников, сплит-систем и прочей современной бытовой техники. Технический прогресс увеличил и потребность каждой семьи в дополнительной электрической мощности. Однако потребители не спешат обращаться с заявлением на увеличение мощности, продолжая обслуживаться по старым договорам, где зафиксирована мощность в 2–3 раза ниже реально потребляемой.
Владельцам устаревших договоров с низким лимитом мощности и тем потребителям, чья оснащенность энергоемкой техникой превышает договорную, следует обратиться в сетевую компанию с заявлением об увеличении мощности. Своевременное уведомление энергетиков о необходимости увеличения мощности энергопотребления позволит составить корректный прогноз суммарного увеличения потребления электрической энергии, спланировать ремонтную кампанию, своевременно провести реконструкцию объектов или увеличение мощности, а значит, повысить качество электроснабжения.
Для увеличения мощности технологического присоединения потребителям следует подать заявку на сайте компании или в офисах обслуживания потребителей. Увеличение мощности осуществляется в зависимости от наличия технических возможностей в срок от трех дней до четырех месяцев. При однократном обращении по поводу увеличения мощности до 15 кВт стоимость технологического присоединения составит 550 рублей.
Впрочем, юристы, занимающиеся коммунальными спорами, винят в сложившейся ситуации как недобросовестных сотрудников компании, не объяснивших людям, зачем собирают с них подписи, так и самих жителей, не читающих документы, под которыми ставят свои подписи.
— Если изучить документы по каждому конкретному случаю, то, скорее всего, нарушений со стороны сетевой организации не будет, — размышляет директор юридической компании «ВолгоПраво» Сергей Шаповалов. — Как видно из жалоб людей, при замене приборов учета ставился не только счетчик, но и прибор по контролю и ограничению потребляемой мощности. До того момента, как люди получили пульты, при помощи которых можно передавать показания, прибор считывал только потребляемую мощность. После того как им выдали пульты, вместе с ними дали на подпись и документы. Которые, скорее всего, никто не читал. А там среди прочего наверняка был пункт о том, что максимальная мощность, потребляемая домом, не превышает трех киловатт. Согласно пункту 115 постановления правительства № 354 о правилах оказания коммунальных услуг, в случае превышения установленной максимальной мощности поставщик имеет право в одностороннем порядке проводить отключения. При условии, что потребитель был уведомлен о максимальной мощности.
Здесь же, скорее всего, людям ничего не объясняли, и компания предоставит документы с подписями собственников о том, что их предупреждали об установке максимальной мощности. Никаких проблем в том, чтобы увеличить мощность, нет. Но это будет стоить денег. Проблема у людей возникла из-за недобросовестного отношения конкретных работников сетевой организации, не объяснивших людям, какие могут быть последствия при подписании договора.