Импотенция молодеет — об этом говорят российские сексологи. Поэтому так много агрессии в адрес красоток и интернете, поэтому так востребована реклама средств для повышения «мужской силы». Причём многие мужчины слишком поспешно приписывают себе импотенцию — чуть ли не после первой «осечки», но делают это совершенно зря. Считается ли неудачный секс нормой, когда стоит задуматься о походе к врачу и что вообще вызывает проблемы с потенцией? Эти вопросы наши коллеги с портала 74.RU задали специалистам — сексологу Василию Шевлякову и психологу Валерии Шевченко.
«...сложности появляются уже во время первого секса…»
— Есть три больших группы причин, по которым возникает импотенция. Одна из самых частных групп — это психогенная. Это психологические установки, сложности с сексуальной адаптацией, проблемы отношений, которые отражаются на возбуждении и эректильной функции, — рассказывает сексолог Василий Шевляков. — Вторая группа — это биологические или органические нарушения, это всё, что касается состояния здоровья — кровообращения, качества работы нервной системы, гормонального фона. Третья группа — социальные проблемы. Например, незрелость — неспособность выстраивать отношения, которые вообще перейдут к половым контактам.
Вопросы по поводу общего состояния здоровья — это вопросы более отдалённых периодов. С такими проблемами мужчины начинают приходить в 36 лет, в 42, в 46. А вот основной контингент психогенных причин довольно молодой. Наверное, пациенты и лет с 12 бы обращались, если бы могли. Но в целом, если мы говорим о взрослых, то это 23–26 и 30–38 лет.
Врождённая импотенция невозможна. Но сложности у многих появляются уже в первые попытки начала половой жизни, во время первого секса, где женщина остро реагирует на какие-то неудачи мужские, закрепляя фобии, неуверенность. Это потом отражается на низкой самооценке, высокой тревожности, страхах быть неспособным в глазах женщины. Решить проблемы мужчины сначала честно пытаются самостоятельно, ничего не получается. На каком-то этапе, если им везёт, они обращаются к нужному специалисту. Бывает, что не везёт, и такие мужчины приходят под 40 лет и старше с тем, что у них качественная половая жизнь не то что нерегулярная, а в принципе отсутствует. Возникает такой феномен, как привыкание. Привыкаешь к тому, что всё плохо, и с этим «плохо» можно жить очень долго, даже всю жизнь. Но рано или поздно у мужчины появляется женщина, ради которой возникает интенция менять что-то в своей жизни, разбираться со своей сексуальностью, и тогда они начинают искать профессиональную помощь.
А самый возрастной мой пациент… Ему было 86 лет. Он пришёл ко мне за помощью, потому что его избраннице было 72, молоденькая. Проблема была в том, что его половой конституции и сил уже не хватало для того, чтобы как-то реализовать желание, хотя само желание было. Сейчас возрастных пациентов с вопросами поддержания сексуальности стало больше. Мне кажется, жизнь стала чуть-чуть спокойнее, и у людей появились время и возможность заниматься вопросами своего комфорта. Они лучше ощущают свои потребности, свои желания и начинают потихонечку их реализовывать, тем более что этому помогает распространение информации.
— Реклама у нас сейчас пестрит различными средствами улучшения потенции, невиданного по мощности сексуального влечения и так далее, — продолжает сексолог Василий Шевляков. — Какие-то из них работают, какие-то не очень. Но они если и работают, то симптоматически, разово. Все препараты, которые действительно качественно помогают поддерживать сексуальность, медикаментозные, назначаются врачом. Лучше, конечно, обратиться к специалисту — даже с той позиции, что это просто минимизирует затраты. Потому что специалист поможет обозначить проблему настолько точно, насколько это возможно, и уже будет заниматься решением определённой проблемы, а не попытается угадать и пробовать всё подряд.
«…из десяти половых актов два завершаются неудачей…»
— Есть несколько популярных мифов о сексе и импотенции, — рассказывает Василий Шевляков. — Самая распространённая байка — что мужчина должен хотеть женщину 24 часа в сутки. И до сих пор женщина очень сильно обижается, если она красиво раздевается, а у него, собственно, нет реакции. И сразу развод. В этот момент женщины забывают, что мужчины — не статические машины по выработке эрекции. У нас и переживания сильные...
— …и экология плохая, — подхватывает Валерия.
— Да, — кивает Василий Шевляков. — Эрекция вообще не может быть постоянно величиной, константой. У нас в принципе в организме нет ничего постоянного. Ещё один стереотип — что по эрекции судят о мужской сексуальности и качествах мужчины. Но эрекция — всего лишь продукт, а не показатель. Третий миф — что качественная эрекция равна качественному сексу. Если хорошая эрекция — хорошо, нехорошая — ну всё, значит, не удалось. Умерла так умерла. Неполноценный.
Есть мировая статистика: из десяти половых актов два всегда завершаются какой-то неудачей. Это в норме. Это физиология. Эрекция действительно много от чего зависит — от кровяного давления, от состояния нервной системы, от общего физического состояния, от эмоциональных переживаний, стресса, нагрузки, усталости, от настроения партнёрши и прочего. В этом плане мужская сексуальность довольно уязвима. Почему? Потому что женщины более выносливы, ваша нервная система более динамична, вы легче справляетесь с эмоциональными нагрузками. А у мужчин есть только два положения нервной системы — «вкл» и «выкл». И всё. Если мы не в духе, что ни делай, какие танцы с бубном ни включай, ничего не будет. Или будет что-то незначительное. Три–четыре [неудачных контакта из десяти] — это тоже нормально. Вопрос отношения мужчины к этому явлению и реакции женщины.
— Да, есть союзы, где абсолютно нормально без секса, при этом много заботы и близости дружественной, — подтверждает Валерия Шевченко. — Все на всё согласны, входят в триангуляции, кто-то находит себе любовника, и всё нормально, всех всё устраивает.
— Нам надо сделать памятку, как выявить у себя импотенцию, — предлагает Валерия Василию. — Это же связано с утренней эрекцией?
— Да, — подтверждает Василий. — Качественным признаком потенции считаются проявления спонтанной эрекции, когда мужчина утром просыпается — и с ним «здороваются». Если с ним не «здороваются» какое-то количество времени, про это, по крайней мере, стоит задуматься. Какое-то время — это на протяжении нескольких месяцев. Вообще в норме у здорового мужчины утренняя эрекция должна быть один–два раза в неделю.
— Ещё есть такой признак как болевые ощущения. Высокий уровень пролактина у мужчин — это гормон стресса — тоже даёт эффект, — напоминает Валерия.
— Не только пролактина, ещё тестостерона, женских половых гормонов, — уточняет Василий.
«…есть техники засасывания члена…»
— Мужчины вообще очень нежные и ранимые существа в том месте, где это касается потенции и мужской плодородности. Конечно, это связано со многими ограничивающими факторами. В первую очередь, это стигматизация, то есть стыдно, непонятно, к кому идти, — объясняет Василий Шевляков. — Количество мужчин, которые приходят ко мне после урологов, которые лечат нарушение возбуждения и эректильной функции через лечение предстательной железы — годами, веками, но никаких результатов не добиваются, — очень большое. Каждый третий, условно говоря. Он проходит через уролога, и там обязательно стоит в анамнезе хронический простатит с кучей массажей, препаратов и так далее, и так далее. Хотя по большому счёту эрекция никак не связана с предстательной железой по факту. Единственная взаимосвязь — это, собственно, мышцы. Мышцы и связки пересекаются, вот и всё.
Профилактикой может быть тренировка мужских интимных мышц, в том числе упражнения по Кегелю. Они поддерживают, по крайней мере, устойчивое положение [полового члена]. И кровообращение усиливается, что тоже очень важно, потому что застой крови в малом тазу — это большая проблема как у женщин, так и мужчин. Вообще [упражнения по Кегелю] — это изначально упражнения для женщин, после родов и беременности, для укрепления тазового дна. А уже потом была парочка достаточно грамотных урологов, которые эти упражнения модифицировали для мужчин, обнаружив вот что — у тех мужчин, у которых есть привычка при дискомфорте сжимать мышцы, кровь разгонять, и им становится легче. Врачи обратили внимание, что это не только профилактика простатитов, особенно хронических, но и улучшение эрекции и чувствительности в сексуальном плане. Они начали это исследовать и обнаружили, что упражнения, направленные на тренировку мышц промежности, тазового дна очень хорошо влияют на качество эрекции, на работу предстательной железы, на увеличение продолжительности полового акта. Во многом проблемы мужчин — это вопрос стигматизации и стереотипов, что секс равно половой контакт. На самом деле без эрекции можно прекрасно заниматься сексом.
— В вумбилдинге даже есть техники засасывания неэрегированного полового члена, — улыбается Валерия.
— Без закусывания, надеюсь? — смеётся Василий.
— Без закусывания, вагиной, — кивает Валерия.
— Взаимодействовать можно орально, мануально, есть различные интимные ласки, ролевые игры. Есть очень много форм половых взаимодействий, и это не только половой акт, — продолжает Василий. — В принципе половой акт — это только небольшой кусочек того, что относится к сексу. Как момент взаимодействия людей, проявления их сексуальности. Пока это всех устраивает, всё хорошо. Вообще можно довольно адекватно относиться к этому вопросу: есть эрекция — отлично, значит, будем пользоваться, дополнительный аксессуар. Нет — тоже хорошо, тогда займёмся чем-то другим.
— Мы работаем над культурой развития сексологии и создаём такие условия, чтобы это было нормально, когда люди приходят с сексологическим запросом, — рассуждает Валерия. — На уровне того, что ты идёшь в магазин, в кофейню. Эти вопросы точно так же касаются здоровья, как и зубы, глаза, ноги. Это тоже наше тело, мы о нём должны заботиться. На уровне трёх–четырёх лет дети начинают изучать своё тело, и родительская установка — по рукам стукнуть: «Не лазь!», «Это грязно», «Это неправильно», «Так делать нельзя». Соответственно, на этом уровне начинает формироваться большое количество запретов, установок, что в дальнейшем очень сильно мешает в психосексуальном развитии. Особенно у женщин.
— У мужчин тоже очень много установок, — уточняет Василий. — Основных, базовых, несколько. Первое — это «мужчина не должен уходить в эмоции». Мужчины не плачут, не жалуются, терпят. Это запрет на эмоциональную включённость. А ведь эмоции наполняют нашу сексуальность, естественно, без них мы что-то теряем.
— Опять же тут конфликт с маскулинностью, — предполагает Валерия.
— Нет, конфликта нет, — поправляет Василий. — Система мышления мужская — эмоционально-импульсивная, мы мыслим импульсами. А любые импульсы заряжены эмоционально. Что это значит? Если мы останавливаем своё эмоциональное реагирование, мы останавливаем свою мужскую энергетику. Инфантилизируемся и феминизируемся. Это одна из причин, почему в СССР такое количество алкоголиков было, неустойчивых — как последствие блока эмоций и попытки психики найти какой-то выход. Это сложная система, и она не становится легче.
Мужчины сейчас созревают намного дольше, чем женщины. Вообще считается, что мужчина зреет до 30 лет. Сейчас, в современных тенденциях развития общества, феномен инфантилизации мужчин — один из ведущих. Инфантильные мужчины в приоритете, они хорошо зарабатывают. Все сферы, которые сейчас хорошо развиваются и где много финансовых возможностей, они все достаточно инфантильные — айти, менеджмент.
— А инфантилизация берётся от воспитания женщиной, — лукаво улыбается Валерия.
— Не только. Инфантилизация возникает от воспитания женщиной — это раз. Второе — от социума, который поддерживает инфантильность мужчины, — рассуждает Василий. — Третье — это отсутствие адекватной мужской фигуры, которое не даёт возможность мужской инициации и становления маскулинности, вообще понимания мускулинности. Исправить это можно только через адекватное просвещение, адекватную информацию — образовательные проекты для детей, подростков, для родителей. Если мальчик правильно входит в сексуальное развитие, он априори будет маскулинным, не будет так сильно зависеть от психогенных факторов, будет более устойчив в своей эректильной функции, в своей энергетике.
Чем больше секса, тем лучше?
— Не совсем так, — качает головой Валерия. — Есть много разных факторов, в том числе — половая конституция мужчины и женщины, совместимость этих конституций, то же самое психосексуальное развитие.
— На этот счёт тоже есть мировая статистика, — вмешается Василий. — Если мы берём фертильный возраст, в среднем от 18 до 46 лет, если мы берём норму сексуальных контактов в устойчивой паре, то это где-то один–два раза в неделю. Бывает и больше, бывает и меньше. Я знаю пары, которые занимаются сексом раз в три месяца, их это абсолютно устраивает. А есть пары, которые занимаются сексом пять, семь, десять раз в день.
По длительности тоже всё индивидуально. Считается, что средняя продолжительность полового акта — полторы–три минуты. Идеальной считается продолжительность от 5 до 15 минут. Этого достаточно для того, чтобы получить адекватное удовольствие от процесса и чтобы женщина успела реализовать возбуждение, достичь разрядки. Хотя эта статистика скорее для пары, потому что мужчине столько не надо. Полторы минуты — и достаточно.
— Это значения именно для фрикций, — настаивает Валерия. — На самом деле секс и сексуальный контакт гораздо дольше, потому что женщине нужно минимум 20–30 минут для того, чтобы войти в фазу возбуждения, чтобы легче было довести её до оргазма. Опять-таки, всё зависит от того, кто с какой целью она вступает в сексуальный контакт. Кому-то важен процесс, кому-то — результат. Какая-то женщина получает огромное эмоциональное удовлетворение от ласк, массажа, проявления своей сексуальности, нежности, романтики, и сам оргазм для неё не так важен. А есть женщины, которые гонятся за оргазмической разрядкой, исследуют мультиоргазмию, различные игры приносят домой. Ролевые игры, игрушки, фантазирование, перевоплощения, секс-переписка по телефону — всё, что в принципе повышает уровень эмоционального возбуждения. Женщине нужно к сексу быть готовой, и чем раньше она начнёт готовиться эмоционально, в фантазиях, психически, тем лучше будет сам сексуальный контакт. И тогда мужчине понадобится меньше времени в удовлетворении женщины именно во фрикциях. Но для этого нужно, чтобы как минимум минут 30–40 были предварительные игры, ласки.
— А вообще есть крамольная мысль, за которую мужчины могут сжечь меня на костре, — улыбается Василий. — Вся вот эта эпопея с флиртом, с прелюдией, со взаимным приближением, возбуждением затевается только ради первых трёх–пяти фрикций после проникновения. Всё. Всё остальное — это механика.
— Это у мужчин! У женщин не так, — горячо протестует Валерия. — Вообще в вумбилдинге техники развивают иннервацию (снабжение органов и тканей нервами. — Прим. ред.), усиливают чувственность нас, женщин. Чем чувствительнее тело внутри у женщины, тем приятнее ей заниматься сексом и тем вероятнее будет наступление того самого пресловутого вагинального оргазма. Так что я не согласна с Василием по поводу механики в сексе у женщин. У нас баттл.
— Хорошо, поясню, — говорит Василий. — Секс — это ведь момент максимальной близости мужчины и женщины. Максимальная близость достигается в первые три–пять фрикций.
— С этим соглашусь, — кивает Валерия. — Это момент, когда у тебя максимальное напряжение, энергетически ты слился с партнёром. А в целом, конечно, я занимаюсь тем, чтобы мои клиенты подходили к сексуальному контакту с точки зрения наслаждения, а не выполнения какой-то обязанности, повинности: «Секс должен быть два раза в неделю! Готов?» Нужно, чтобы оба увлекались.
Порно вредит отношениям?
— Порно, как и любое социальное явление, можно рассматривать с двух сторон, — рассуждает Василий Шевляков. — В нём есть и плюсы, и минусы. Минус точно в том, что порно способствует сенсорному насыщению. И если мужчина входит в него как в некую сублимацию сексуальной жизни, то, конечно, потом реализовывать своё возбуждение с женщиной ему сложнее. Просто потому что он уже достаточно сильно зависим от определённых стереотипов возбуждения. Но положительных эффектов у порно намного больше. Оно точно помогает стимулировать фантазии, помогает искать разнообразие в сексуальной жизни.
— Мужчины тебе будут аплодировать стоя после того, что ты сейчас сказал, — поворачивается к нему Валерия Шевченко. — Потому что женщины — большие противницы порно.
— Третий важный момент — в том, что порно несёт некий образовательный эффект, — продолжает Василий. — Но тут вопрос в том, какое порно. Иногда порно выполняет такие любопытные функции, когда у нас появляются различные сексуальные фантазии, мы начинаем их пугаться. А тут мы можем посмотреть порно, посмотреть свои эмоциональные реакции и в общем-то успокоиться. Например, анальный секс — это так круто, все им занимаются. А я посмотрел — ну, прикольно, но мне не нравится. Или, наоборот, посмотрел и понял — моё.
А вам приходилось сталкиваться с проблемой импотенции?