1 января с волгоградских дорог неожиданно исчезла популярная маршрутка № 75. В ответ на массовые жалобы городская администрация отрапортовала о поиске нового перевозчика — по их данным, прежний отказался от подачи заявки. Представители транспортного микропредприятия в свою очередь заявляют об умышленном уничтожении. Волгоградцы уверены, что, выживая маршрут, чиновники дают зеленый свет их конкурентам.
— 26 декабря на сайте «ОТС-Маркет» разместили тендер, в котором разыгрывался маршрут № 75. Однако разыгрывался с уже измененной схемой движения — не от улицы Ткачёва до Хорошева, а от улицы 7-й Гвардейской до Речпорта. Цирк, поселок Ангарский почему-то остались за бортом, — рассказывает представитель перевозчика Дарья Коновалова. — Мы участвовали в этом тендере с надеждой выиграть его и внести изменения в глупую, никому не нужную схему движения. Согласитесь, кто поедет с 7-й Гвардейской до Речпорта? К тому же эта схема движения подразумевала сокращение рабочих мест — из 18 машин планировалось оставить лишь пять. Но мы всё равно подали заявку, потому что нам попросту некуда деваться.
За день до Нового года сотрудники департамента городского хозяйства сообщили о победе в тендере Евгения Коновалова. Однако заключать контракт с перевозчиком чиновники не спешили — измененная схема не была прописана в документе планирования городских пассажирских перевозок.
— Любые действия, которые администрация города может совершить с маршрутом — изменить его, закрыть или продлить, основываются на документе планирования городских регулярных пассажирских перевозок. Наш документ планирования действовал с 2016 по 2020 год. По нему маршрут № 75 не позднее 31 декабря 2020 года должен быть переведен из одного тарифа в другой — из нерегулируемого в регулируемый. Никакое изменение схемы не планировалось, — утверждают перевозчики. — 30 декабря сотрудница департамента Наталья Григорян сообщила нам, что Евгений Коновалов выиграл конкурс. Отлично. Значит, мы можем приехать и заключить контракт? На это нам отвечают: «Нет. Мы не можем заключить его, потому что новая схема движения не регламентирована никаким документом. Она должна быть утверждена документом планирования. В конце января мы его примем и уже тогда подпишем с вами контракт».
Не получив транспортных карт на январь, сотрудники предприятия вынужденно уволили больше 20 водителей. В первый день нового года на линию не вышла ни одна машина.
— Сотрудники администрации сказали нам: «Летом мы провели обследование вашего маршрута. В поселке Ангарском вы не нужны». Согласны, студенты садились в маршрутки. Однако делали это не в пиковые часы, когда большинство пассажиров добиралось до работы. К тому же обследование на маршруте должно проводиться четыре раза за год — в каждый сезон. На наш взгляд, нас уничтожают из-за конкуренции с маршруткой № 98. Когда «ПИТЕРАВТО» отказался от 98-го из-за нерентабельности, администрация предложила освободившееся место новому перевозчику. Еще летом водители с маршрута № 98 говорили нашим сотрудникам: «Идите к нам, чего вы делаете на этом 75-м? Вас закроют с 1 января. А если и не закроют, то схему изуродуют, чтобы вы нам тут не мешали».
Когда переговоры с администрацией Волгограда зашли в тупик, оставшиеся без работы горожане зазвонили во все колокола. В первую очередь волгоградцы обратились к уполномоченному по правам предпринимателей, а позже в прокуратуру — лишь на одной конечной станции за возвращение маршрута № 75 подписались больше 30 пассажиров.
— При «ПИТЕРАВТО» нас куда только не кидали. Нам даже запретили ездить по Хиросимы, отправив на Пархоменко, — вспоминают Дарья и Евгений Коноваловы. — Мы не возмущались: нужно — значит, нужно. Но сейчас творится какой-то беспредел. Как же пассажиры, которые с 1 января остались без транспорта? Их даже ни о чем не оповестили. Как же водители? Накануне Нового года мы сообщали им о том, что они больше не работают. А страхование машин? А кассы? Почему бы не провести опрос среди населения, нужен этот маршрут или нет? У всех должна быть здоровая конкуренция. Она и была — мы работали с маршрутом № 98 и ни разу в жизни не писали жалоб, не топали ногами и не кричали: «Закройте их, они нам мешают». Но почему же сейчас у нас образовалась монополия?
Ответы волгоградских чиновников, объявивших о поиске нового перевозчика, горожане называют откровенной ложью.
— 30 декабря я обратилась к уполномоченному по правам предпринимателей Ольге Устиновой, но сегодняшний разговор с помощником не вселил в меня никакой уверенности, — вздыхает Дарья. — По всей вероятности, конкурс будет отменен из-за допущенных нарушений. Мы останемся ни с чем, потому что наши карты закончились. Администрация может поднять руки и сказать: «Мы ошиблись, мы неправильно провели конкурс». Сейчас мы с удивлением читаем их ответы. Якобы мы отказались от участия в конкурсе, и им приходится искать новую компанию. Что это за новости? Зачем кого-то искать, если никто и никуда не терялся. Перед вами сидит перевозчик, готовый выйти на работу хоть завтра. Но нам просто выкручивают руки. Нас игнорируют, не отвечая на вопросы и не выдавая карты.
С начала января в редакцию V1.RU обратилось сразу несколько пассажиров, пожаловавшихся на исчезновение микроавтобусов, связывающих улицы Хорошева и Ткачёва. В ответ на редакционные запросы пресс-служба городской администрации сообщила о скором возвращении маршруток.
— Перевозчик, обслуживающий маршрут № 75, прекратил работу 31 декабря 2020 года, поскольку в этот день у него закончился срок действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок, — объясняют в администрации Волгограда. — Перевозчиком было принято решение не получать документы, позволяющие ему работать с 1 января 2021 года. Департаментом городского хозяйства уже проведены конкурсные процедуры по определению нового исполнителя услуги. После подписания муниципального контракта с победителем компания-перевозчик приступит к работе.