Начавшаяся весна принесла не только обострение у отдельной категории горожан, но и оживление на улицах. Это сразу не осталось без внимания тех, для кого большая дорога не только направление пути, но и средство заработка. О том, что на трассах Волгоградской области и улицах Волгограда надо быть максимально готовым к встрече с частными камерами, владельцы которых пытаются побольше заработать на автомобилистах, предупреждает Людмила Соловьева.
В последнее время на обочинах дорог Волгограда появляются камеры видеофиксации мобильного типа (треноги), которые фиксируют нарушение скоростного режима водителями, после чего нарушители получают «письма счастья» с требованием оплатить штраф. Данные треноги принадлежат коммерческим организациям, установлены в неожиданных и необоснованных местах, часто скрыты из поля зрения и мало помогают безопасности движения, зато увеличивают количество денежных поступлений на счета самих частных компаний.
Одна из таких камер стоит за автосалоном «КИА Моторс» в Тракторозаводском районе по Первой Продольной магистрали. Причем начиная от остановки «Площадь Титова» до остановки «12-я школа» установлено три официальные стационарные точки. Осенняя «вылазка» блюстителей скоростного режима показала, что в «письма счастья» были внесены коррективы, естественно, в большую сторону. Проверять — никто не проверял, но многие водители возмущались большими штрафами.
В ведении ГИБДД находятся только стационарные комплексы видеофиксации нарушений ПДД, которые устанавливает Центр безопасности движения РФ. Это камеры на жесткой опоре типа «Рапира», «Арена», «Крис», «Стрелка», смонтированные над проезжей частью дорог на участках дороги с высокой аварийностью. Они не меняют места расположения, устанавливаются вне зон действия временных знаков, обозначены дорожными знаками «Видеофиксация» (8.23) и передают данные на стационарные посты ДПС, откуда информация стекается в центр обработки административных нарушений ГИБДД.
Госавтоинспекция установкой выносных видеокамер не занимается — их монтаж и обслуживание находятся в ведении региональных администраций, которые постоянно испытывают дефицит финансовых ресурсов на содержание инфраструктуры дорожной безопасности. Поэтому стационарных камер видеофиксации не хватает, и местные бюджеты решают эту проблему за счет привлечения коммерческих организаций: передают полномочия по установке и обслуживанию видеооборудования частным коммерческим организациям и ИП на правах аутсорсинга.
Передача функций видеофиксации нарушений ПДД законна: согласно ФЗ-115 «О концессионных соглашениях» органы государственной власти на местах имеют право по договору передать функции видеофиксации коммерческим инвесторам. Юридические лица и ИП, подписавшие концессионный договор с муниципалитетами, приобретают, устанавливают и обслуживают видеооборудование за свой счет, за что получают право самостоятельно:
фиксировать нарушения ПДД;
распечатывать и рассылать фото- и видеофиксации нарушителям;
организовывать оплату штрафов.
За выполнение этих работ компании получают процент от суммы штрафов либо фиксированную сумму от каждого оплаченного штрафа. ГИБДД контролирует места установки таких видеокамер на дорогах и визирует разрешение на работу для каждого частного установщика.
Частные обслуживающие организации из коммерческих соображений выбирают для установки мобильное видеооборудование (треноги) типа «Сокол-М», «Беркут», «Бинар», «Искра», «Радиус», «Визир». Эти видеокамеры дешевле стационарных комплексов, их местоположение можно быстро менять, на них не распространяется требование по установке знака «Видеофиксация» и действие временных дорожных знаков. Камеры устанавливаются в непосредственной близости от проезжей части и передают информацию на мобильные устройства операторов, которые могут находиться в припаркованном у обочины автомобиле. Они же передают данные в ГИБДД.
Частные инвесторы видят здесь только хороший заработок и нарушают правила ведения деятельности для увеличения прибыли, создавая массу проблем для автолюбителей. Проверить работу таких камер невозможно, куда идут деньги — тоже не понятно.
Между тем правила установки мобильного видеооборудования существуют и регламентируются Административным регламентом МВД РФ (п. 43, 55–57) и достаточно однозначно трактуют обязанности лиц, ведущих видеофиксацию нарушений ПДД.
Мобильные камеры видеофиксации могут устанавливаться коммерческими организациями, заключившими договор концессии, в местах:
повышенной аварийной опасности на автомобильных дорогах;
где отсутствует стационарная видеофиксация;
обозначенных руководством местного управления ГИБДД;
где их видно водителям издалека.
Каждая камера должна пройти проверку и сертификацию в ГИБДД, обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку и тестирование. У каждого экипажа видеофиксации (2 человека) на руках должен быть пакет документов: сертификаты на оборудование и квалификацию специалистов, виза начальника регионального ГИБДД на право выполнения данных работ с указанием точного места установки видеокамеры на конкретном участке дороги.
В целях приведения деятельности частных организаций, оказывающих услуги видеофиксации нарушений ПДД, к единым правилам с 2017 года в РФ введены ГОСТы Р 57144–2016 и Р 57145–2016, регламентирующие технические требования к видеооборудованию. Согласно этим федеральным стандартам камеры видеофиксации должны:
иметь радиолокационный, индуктивный, пьезоэлектрический, магнитный или лазерный принцип работы;
фиксировать скорость 20–250 км/ч;
распознавать номера в любую погоду и время суток с вероятностью не менее 90%;
фиксировать на фото отличительные признаки любого автомобиля;
быть технически исправными и не иметь дефектов;
измерять скорость автомобиля на расстоянии не ближе 50 метров, если оборудованы опцией трекинга (фиксации траектории движения машины);
использовать для определения номера неопасную инфракрасную подсветку, а не вспышку.
Мобильные треноги можно устанавливать на участках дорог с повышенной аварийностью (более 3 ДТП в течение последнего года), высокой концентрацией нарушений ПДД или плохой видимостью, на перекрестках и около школ.
Не допускается установка камер на неаварийных участках трасс, в кустах, за столбами, за изгибами дорог, в автомобиле или за кузовом машины, на трассе с большими перепадами высот, на неосвещаемых участках дорог в темное время суток или при отсутствии обочины шириной 3 метра. Каждая камера должна быть укомплектована инфракрасным распознавателем номерных знаков, опциями внутренней памяти и фотораспечатки.
Согласно стандартной инструкции по эксплуатации камер видеофиксации тренога должна:
с высокой точностью контролировать прямолинейный участок дороги длиной до 60 метров;
находиться на обочине не ближе чем в 3 метрах от дорожного полотна;
иметь угол поворота по ориентиру, параллельному кромке дороги.
Управление видеокамерой осуществляется из мобильного поста двумя сотрудниками (кроме оборудования, которое полностью автоматизировано и сразу передает данные на стационарные посты ДПС).
Поскольку большинство частных инвесторов, занимающихся видеофиксацией, не склонны соблюдать «правила игры» в погоне за прибылью, их услуги чаще вредят на дороге, чем помогают. С другой стороны, нарушение ГОСТов, административного регламента и инструкции по эксплуатации камер эксплуатирующими компаниями дает грамотным водителям шанс успешно опротестовать предъявленные с видеокамер штрафы и выдвинуть встречные исковые требования
Будьте бдительны. Не набивайте карман аффилированным лицам, приближенным к администрации города.
Согласны с автором?