Депутаты Волгоградской областной Думы намерены подготовить обращение к коллегам из Госдумы с просьбой внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Члены регионального парламента намерены добиться увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил движения большегрузов.
— В соответствии с федеральным законодательством движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и крупногабаритного транспорта должно осуществляться только по специальному разрешению с соблюдением определенных режимов и ограничений, — рассказали в областной думе. — Это необходимо прежде всего для обеспечения сохранности дорог и безопасности движения. Соответствие массы грузовых автомобилей установленным нормам по всей стране и в Волгоградской области проверяют автоматические пункты весового контроля. За нарушения указанных требований предусмотрена административная ответственность.
Однако, согласно действующему закону, постановление о наказании по таким делам не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, — трех месяцев) со дня совершения правонарушения. Кроме того, собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности, если будет доказано, что в момент фиксации правонарушения его автомобиль находился во владении или пользовании другого человека. Тот же, кто фактически управлял машиной и допустил подобные нарушения, также не может быть привлечен к ответственности по истечении двух месяцев. В результате после окончания срока давности производство по делам, связанным со сменой собственников транспортных средств, прекращается, а новым владельцам и пользователям удается избежать наказания.
Автор инициативы — депутат Руслан Шарифов. Он предлагает увеличить срок давности рассмотрения этих административных материалов до полугода, чтобы более эффективно привлекать нарушителей к ответственности, а поступающие доходы направлять на ремонт дорог. При этом депутаты планируют предусмотреть и защиту перевозчиков от неправомерного взыскания штрафов:
— Насколько я знаю, профильный комитет по транспорту сейчас прорабатывает вопрос о работе мобильных передвижных весовых комплексов, чтобы у водителей не было претензий к весовым, — прокомментировал господин Шарифов. — Мы сегодня проанализировали административные штрафы, которые поступают от нарушителей весового контроля. Наши дороги после лета, когда пошли машины, груженые бахчевыми, зерновыми культурами, во многих местах продавлены и имеют неприятную колейность. Проблема до конца не решена, и сейчас месяц идет обработка информации, уведомление, и когда дело доходит до наказания — нарушитель прикрывается сроком давности. Поэтому мы сочли нужным обратиться в Южно-российскую парламентскую ассоциацию, чтобы они поддержали нас в попытке увеличить срок давности до полугода, чтобы иметь возможность наказывать нарушителей, в случае, если они отказываются добровольно платить — взыскивать в судебном порядке, и доходами от них пополнять местный бюджет.
Весной 2021 года российские перевозчики, которые ездили через Третью продольную магистраль, пожаловались на некорректную работу комплекса автоматического массогабаритного контроля:
— Вот и нам «счастье» прилетело на 350 рубликов, — жаловался на форуме грузоперевозчиков волгоградский предприниматель. — Постановление от 17 марта, нарушение от 19 февраля. Уверены, что перегруза не было, на прицепе стоят датчики, ехали с Нижегородской области — так что до этого проходили семеновскую весовую и злосчастные Шатки... Сразу, на что я обратила внимание — у нас несостыковка по времени — по ГЛОНАСС в момент нарушения авто находилось за 20–24 км до весовой рамки. С этим, взяв отчет по ГЛОНАСС, я и поехала в ЦАФАП по Волгоградской области. Капитан, послушав мои возражения, что это указывает на какие-то технические неполадки или что-то типа того — сказал, что при чем тут время — рамка же откалибрована и аттестована. Не согласны — идите в суд. ГЛОНАСС говорят — со своей стороны готовы дать документацию, что у них время с космической точностью... Вот не знаю — может, стоит попытаться в суде хотя бы на этом основании пободаться... Так как доказать, что груз был без перегруза — это практически нереально, это мы уже проходили. Суд твердит одно — могли догрузить по пути, могли просто неправильно положить, и так далее…
Чиновники Волгоградской области уверяли, что ошибки в работе автоматического комплекса весогабаритного контроля исключены:
— Между ГКУ ВО «Безопасный регион» и ООО «Лаборатория цифрового зрения» 08.11.2019 заключен государственный контракт № 67/2019 на оказание услуг аренды автоматизированной системы весогабаритного контроля, — рассказали в комитете информационных технологий. — В соответствии с вышеуказанным государственным контрактом установлено шесть комплексов весогабаритного контроля на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Волгоградской области. Все установленные комплексы прошли поверку 30 июля 2020 года, что подтверждают полученные свидетельства ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Нижегородской области». Свидетельство о поверке и прочая информация о весогабаритном контроле размещена на официальном сайте ГКУ ВО «Безопасный регион».
Однако несмотря на заявления, комплексы видеофиксации выдавали превышение максимальных габаритов даже у самого маленького отечественного легкового автомобиля — «Оки».
В итоге Тракторозаводский районный суд Волгограда, куда поступило около 350 постановлений о взыскании с перевозчиков штрафов за перегрузы, пришел к выводу, что в ряде актов допустимые показатели измерений указаны неверно, в некоторых случаях суд выяснил, что транспортное средство в момент фиксации нарушения находилось во владении другого лица.
По всем рассмотренным судом жалобам приняты решения о прекращении производства по причине отсутствия состава административного правонарушения.