22 октября четверг
СЕЙЧАС +12°С

«Надо рубить, товарищи! Рубить надо!»: варианты третьей очереди моста через Волгу, которые отвергли проектировщики

Показываем, как хотели построить трассу в Среднеахтубинском районе и как её в итоге построят

Поделиться

Из четырех вариантов проектировщики и экологи выбирают меньшее зло для Волго-Ахтубинской поймы

Из четырех вариантов проектировщики и экологи выбирают меньшее зло для Волго-Ахтубинской поймы

В Волгоградской области выбрали проект строительства моста через Волгу

Во вторник, 22 сентября, в Волгоградской областной думе прошло заседание, основной темой которого стало строительство третьей очереди моста через Волгу — автострады в Среднеахтубинском районе. Проектировщики представили депутатам и членам общественного совета 4 варианта многомиллиардной стройки и обосновали, почему возможен только тот, который предполагает вырубку 15 тысяч деревьев.

Корреспонденты V1.RU ознакомились с озвученными доводами. Рассказываем, какие варианты и почему отвергли проектировщики.

Сносить дома и деревья

В необходимости строительства третьей очереди мостового перехода у участников прошедшего совещания не было никаких сомнений. Автомагистраль войдет в федеральный транспортный коридор и повлияет на развитие всего региона. Кроме того, существующая дорога заметно устарела. Интенсивность движения по трассе Волгоград — Краснослободск — Средняя Ахтуба составляет в среднем 30 тысяч автомобилей в сутки, что в 5 раз превышает её пропускную способность. Растущее количество машин приводит к пробкам и к увеличению объемов выхлопных газов.

Членам рабочей группы 22 сентября представили 4 возможных варианта строительства трассы. Особое внимание было уделено разработанному еще в 90-х годах, по которому построить магистраль планировали по существующей дороге вблизи жилой застройки.

Вариант № 1

Технико-экономическим обоснованием <nobr class="_">1994 года</nobr> был утвержден вариант <nobr class="_">№ 2</nobr>, который проходит по существующей дороге вблизи жилой застройки

Технико-экономическим обоснованием 1994 года был утвержден вариант № 2, который проходит по существующей дороге вблизи жилой застройки

— Реализация первоначального проекта сегодня потребовала бы сноса части жилых домов, переноса целого ряда инженерных коммуникаций (газа, электросетей, водоводов), возведения насыпи высотой не менее 5 метров, которая разделит поселки, — пояснили представители ИГ «Стропроект» на совещании. — При этом трасса потребовала бы вырубки деревьев, включая дубы. Помимо того, на сегодняшний день этот вариант не соответствует действующему законодательству, которое требует выносить подобные дороги за пределы населенных пунктов.

При первоначальном варианте высота насыпи дороги на всем протяжении составит не менее <nobr class="_">5 метров</nobr>, саму дорогу можно будет перейти только по надземным переходам

При первоначальном варианте высота насыпи дороги на всем протяжении составит не менее 5 метров, саму дорогу можно будет перейти только по надземным переходам

Проектировщики уверены, что первый вариант оказал бы негативное воздействие на прилегающую жилую застройку и снизил бы качество жизни местных жителей

Проектировщики уверены, что первый вариант оказал бы негативное воздействие на прилегающую жилую застройку и снизил бы качество жизни местных жителей

Данный вариант также проходит по лесной территории природного парка, при этом количество вырубаемых деревьев составляет <nobr class="_">16 тысяч</nobr>

Данный вариант также проходит по лесной территории природного парка, при этом количество вырубаемых деревьев составляет 16 тысяч

Вариант № 2

Второй вариант предполагает прохождение автотрассы по левому берегу ерика Верблюд. Главный его недостаток — необходимость изменения руслового ложа и береговой линии ерика, что нанесло бы непоправимый ущерб водной экосистеме и привело бы к гибели зеленых насаждений.

Прохождение трассы вдоль русла ерика и пересечение примыкающих к нему проток потребует строительства эстакады протяженностью более <nobr class="_">2 километров</nobr>. Это потребует сплошной вырубки лесного массива в подэстакадном пространстве

Прохождение трассы вдоль русла ерика и пересечение примыкающих к нему проток потребует строительства эстакады протяженностью более 2 километров. Это потребует сплошной вырубки лесного массива в подэстакадном пространстве

Избежать загрязнения потока воды в ерике невозможно из-за устройства большого количества опор в береговой зоне или в русловом ложе

Избежать загрязнения потока воды в ерике невозможно из-за устройства большого количества опор в береговой зоне или в русловом ложе

В случае строительства трассы по левому берегу Верблюда исчезнут зеленая стоянка и доступы к берегу с территорий большей части баз отдыха

В случае строительства трассы по левому берегу Верблюда исчезнут зеленая стоянка и доступы к берегу с территорий большей части баз отдыха

Вариант № 3

Еще один вариант строительства третьей очереди мостового перехода через Волгу предполагает «вторжение» на правый берег Верблюда. Здесь также не избежать 2-километровой эстакады и вырубки большого количества деревьев и кустов.

Данный вариант требует <nobr class="_">2-километровой</nobr> эстакады с вырубкой деревьев в подэстакадном пространстве

Данный вариант требует 2-километровой эстакады с вырубкой деревьев в подэстакадном пространстве

В случае строительства эстакады пространство под ней будет закрыто. Кроме того, при устройстве временных дорог и <nobr class="_">3 временных</nobr> мостов дополнительно вырубят деревья

В случае строительства эстакады пространство под ней будет закрыто. Кроме того, при устройстве временных дорог и 3 временных мостов дополнительно вырубят деревья

Перечисленные 3 варианта третьей очереди, по мнению проектировщиков, куда более губительны для поймы и её жителей, чем тот, который предполагает вырубку дубравы.

— Учитывая масштабы строительства и протяжение предлагаемого по данным вариантам искусственного сооружения (более 2 километров), в ерике будет наблюдаться зона повышенной мутности. Видовое разнообразие водорослей уменьшится почти в 2 раза, а восстановление донных биоценозов произойдет только через 4–5 лет после окончания строительных работ, — заявляют представители «Стройпроекта». — Строительно-монтажными работами при возведении эстакады как по второму, так и по третьему вариантам будет нанесен непоправимый ущерб всей экосистеме данного участка ерика Верблюд и природного парка. Следует также отметить, что трассы вариантов № 2 и 3 пересекают земли (угодья), входящие в перечень особо ценных сельскохозяйственных продуктивных угодий. Реализация данных вариантов потребует полный выкуп этих земель с левой стороны трассы. Кроме того, варианты № 2 и 3 с учетом необходимости возведения протяженной эстакады являются самыми дорогостоящими при реализации. Их стоимость превышает альтернативные варианты почти вдвое.

Вариант № 4

Вырубку 15 тысяч деревьев проектировщики называют меньшим из зол

Вырубку 15 тысяч деревьев проектировщики называют меньшим из зол

Представители ИГ «Стройпроект» признают, что полностью избежать ущерба для окружающей среды не удастся, но его предлагается максимально компенсировать.

— При проложении трассы по данному варианту мы постарались соблюсти баланс между созданием комфортных условий для развития расположенных в пойме населенных пунктов и сохранением жизнеспособного состояния экосистемы природного парка. В частности, сохранены естественные подземные гидрологические горизонты, питающие водами ерики Верблюд и Судомойка, весь лесной и нелесной массив рассматриваемого участка. Для недопущения антропогенной нагрузки на прилегающую к дороге территорию проектируемый участок на всем протяжении выполнен без возможности съезда с основной дороги вглубь леса. Окончательное проложение трассы было определено с учетом минимально возможной на данном участке вырубки дубов и иных зеленых насаждений. Общее количество вырубаемых деревьев по данному варианту — 15 с лишним тысяч деревьев.

Проектировщики обещают возместить ущерб, который понесет пойма

Проектировщики обещают возместить ущерб, который понесет пойма

— На стадии рабочей документации будет предусмотрено сокращение объемов рубки до 15% за счет сохранения растительности во временной полосе отвода дороги, а также максимального использования существующих стройплощадок на соседних пусковых комплексах, — обещают в «Стройпроекте». — Выбранный вариант предпочтителен, исходя из его технико-экономических показателей (протяженности дороги, количества и протяженности искусственных сооружений, выкупа земельных участков и расположенной на них недвижимости, общей стоимости строительства), а также минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Как и при любом строительстве, полностью избежать ущерба для окружающей среды не удастся, но этот ущерб будет многократно восполнен.

«Надо рубить, товарищи!»

Открывая заседание рабочей группы Экологического совета, его руководитель Ирина Соловьева еще раз напомнила о том, что ход проекту будет дан лишь тогда, когда он будет одобрен волгоградцами.

— Бесспорно, новая дорога должна быть. Но нам важно убедиться, что предлагаемый проект будет реализован при наличии всех необходимых разрешительных документов и с наименьшими экологическими потерями, — сказала председатель профильного думского комитета. — Речь идет не только о минимальном ущербе лесным массивам и обеспечении восстановления зеленых насаждений, не менее важно сохранить водный баланс Волго-Ахтубинской поймы, от которого зависит биоразнообразие этого уникального места.

Судя по высказываниям, прозвучавшим позже на заседании из уст коллег Ирины Соловьевой, принципиальное «да» экологи уже сказали четвёртому варианту.

Константин Кулик предложил вырубить заразные дубы и уже нашел им замену

Константин Кулик предложил вырубить заразные дубы и уже нашел им замену

— Дорога имеет важное стратегическое значение, и она будет. Как бы ни обсуждали эти вопросы. Другое дело, мы, конечно, должны остановиться на наиболее удобном варианте, — сказал главный научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ агроэкологии РАН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН и РЭА Константин Кулик. — Вариант, который мы сейчас обсуждаем, он наименее травмирует экологическую ситуацию. Я смотрел космическую съемку и убежден, что это самый оптимальный вариант. Дубы, конечно, жалко. Но во время Сталинградской битвы почти все дубы в пойме были вырублены. То, что мы имеем сейчас, уже не те дубы, которые были первоначально. Я бы с большой осторожностью называл эти дубы реликтовыми. Реликтовые — те, которые сформировались 10 тысяч лет назад, когда ледник отступал и здесь образовывалась лесная зона. Кроме того, есть такое понятие, как переспелая древесина. Их надо рубить, товарищи! Рубить надо! Я говорю о больных деревьях, которые несут всякую заразу. Общественности нужно прислушаться к специалистам. Считаю, что компенсационные посадки станут большим прогрессом в озеленении Волго-Ахтубинской поймы.

Продолжая мысль о необходимости вырубки многолетних деревьев, Константин Кулик напомнил, что в Волгоградской области есть питомники, которые готовы предоставить адаптированные под местный климат саженцы.

— Кстати говоря, посадочный материал мы выращиваем у себя в питомнике камышинском. В контейнерах, очень хороший. Мы его будем давать сюда — на эти посадки. Коллеги, нам надо просто-напросто довериться специалистам, которые разработали этот проект и прошли экспертизу.

Главный ихтиолог одобрил вариант «Стройроекта»

Главный ихтиолог одобрил вариант «Стройроекта»

Председатель постоянной комиссии Экологического совета при Волгоградской областной думе по вопросам сохранения водных биологических ресурсов Сергей Яковлев также одобрил проект, предполагающий вырубку дубов. Для главного ихтиолога Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» важнее в данном случае сохранение водных артерий поймы.

— Надо обратить внимание на то, как воздействует строительство на водные ресурсы. Я детально изучил всю проектную документацию. Все 4 ерика, которые пересекаются, там строятся широкие мостовые переходы, которые оставляют пространство для прохождения воды не только в летний период, но и во время весеннего паводка. Что важно, при данном проекте минимально затрагиваются Верблюд и Судомойка. Кроме того, при строительстве мостовых переходов сами сваи строятся на сухой зоне и водную акваторию не затрагивают. Таким образом, минимизируется воздействие на водоток.

Сергей Яковлев добавил, что проект, предлагаемый для реализации, получил положительное заключение в Астрахани в Волго-Каспийском территориальном управлении Росрыболовства.

— Претензий к расчету и к самому проекту со стороны рыбников на данный момент не существует, — сказал Яковлев. Кроме того, данный проект предполагает максимальное насыщение водоочистными сооружениями. Все стоки с автодороги будут проходить очистку, и никакая грязь не будет попадать с трассы в водотоки Волго-Ахтубинской поймы.

Итого. Какой будет трасса?

На пересечении с самым крупным ериком Верблюд и его притоком ериком Судомойка предусмотрен мост протяженностью <nobr class="_">525 метров</nobr>

На пересечении с самым крупным ериком Верблюд и его притоком ериком Судомойка предусмотрен мост протяженностью 525 метров

— На проектируемом участке предусмотрено 4 мостовых перехода через ерики и 2 путепровода, — рассказывают в ИГ «Стройпроект». — Для минимизации негативного воздействия на пересекаемые водотоки приняты такие схемы искусственных сооружений, которые позволяют осуществлять основные строительно-монтажные работы за пределами основного русла.

На всей площади предусмотрено устройство искусственного освещения, обустройство разметкой парковочных мест, установка беседок и биотуалетов

На всей площади предусмотрено устройство искусственного освещения, обустройство разметкой парковочных мест, установка беседок и биотуалетов

На участке от начала этапа до подъезда к базе отдыха «Заволжье» предусмотрено строительство выделенной велосипедной дорожки шириной 2,5 метра с перильным ограждением. Для предотвращения шумового воздействия на жилую застройку в проекте предусмотрена установка шумозащитных экранов общей протяженностью 9 километров и высотой от 3 до 5 метров.

Для водителей и пассажиров устроят территорию отдыха

Для водителей и пассажиров устроят территорию отдыха

— Проведена оценка воздействия планируемой деятельности и расчет размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам при реализации проекта, — говорят в «Стройпроекте». — Проектом предусмотрены затраты на выпуск молоди сазана и стерляди возрастом до года. Места выпуска молоди будут выбираться с учетом биологии и естественного пространственного распределения рыб.

Взамен рыбы, которая погибнет при строительстве трассы, обещают выпустить в водоемы молодняк

Взамен рыбы, которая погибнет при строительстве трассы, обещают выпустить в водоемы молодняк


Еще по теме

В администрации Волгоградской области 13 сентября объяснили необходимость строительства третьего мостового перехода через Волгу через пойменные леса и пообещали высадить на месте попавших под вырубку дубов 400 тысяч новых деревьев и кустарников.

15 сентября комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области объявил поиск подрядчика на сооружение 4,5-километровой дороги третьей очереди мостового перехода через Волгу. Из бюджета на 4-полосную трассу выделено 5 681 500 000 рублей.

Экологи не исключают развития ситуации по башкирскому сценарию.

оцените материал

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ3
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!