Волгоградка Юлия Власенко оказалась в Стамбуле в тот момент, когда на Турцию обрушилась катастрофа — восток страны разрушило землетрясение, унесшее жизни десятков тысяч человек. Девушка не смогла остаться равнодушной к страшной беде и поехала волонтером в уничтоженную стихией Малатью. Юля рассказала о своей работе в завалах, о трясущейся земле под ногами, о сне на ледяном бетоне и костре из остатков чьего-то комода.
«Я таким Стамбул не видела никогда»
В день первого землетрясения в Турции Юля была далеко от эпицентра, но не смогла сидеть дома, когда вокруг сотни людей нуждались в помощи.
— Много лет назад я была волонтером в Крымске, — рассказала волгоградка. — Я работала там во время страшных наводнений. Когда случились землетрясения в Турции я была дома, в Стамбуле, далеко от тех провинций, которые сильно пострадали от стихии. В тот день я вышла в город и таким Стамбул я не видела никогда. Он замолчал. Просто весь.
Через несколько дней, когда Турцию еще несколько раз сотрясло ударами природной стихии, Юля приняла решение отправиться волонтером в одну из наиболее пострадавших от землетрясений провинцию.
«К такому масштабу никто не был готов»
Юля оказалась в городе Малатья. Там в начале февраля произошло землетрясение магнитудой 7,7 балла. Число погибших измерялось тысячами.
— В Турции оказалась очень сложная система волонтерства. Просто так, по зову души, мне туда было бы и не попасть, — рассказала Юля. — Я оформляла заявку от турецкого «Красного полумесяца». Приехала в аэропорт и только там узнала, куда мне предстоит ехать. Это оказалась Малатья. Пока мы летели, я читала новости оттуда. Очень испугалась сообщений о мародерах. На самом деле к трагедии такого масштаба никто не был готов. Все были крайне растеряны. Там землю постоянно сотрясало от вибраций и колебаний. Это страшно.
Юлии вместе с остальными волонтерами пришлось работать на самых разных объектах. По словам девушки, ей пришлось разбирать завалы, помогать на складах с гуманитарной помощью, работать на раздаче еды и помогать с пострадавшими.
— Мы работали с китайской группой спасателей, — рассказала Юля. — Они оказались невероятными профессионалами, привезли с собой кучу специальной техники. К примеру, до приезда китайской группы турки работали в темноте. Китайцы привезли с собой дрон, который подняли вверх вместе с фонарем и сразу же стало гораздо виднее. Мы разбирали завалы, но к спасению людей нас не подпускали. На самом деле всё это очень тяжело, сложно и страшно. Мы видели, как людям прямо на месте под завалами отрезали конечности. Она провела под завалами не один день, у нее уже начала отмирать рука. Чтобы спасти девушку, ей ампутировали руку и сразу подняли на поверхность. Девушка и сейчас жива, она находится в реанимации.
«Мы видели три точки на тепловизоре, но не спасли ни одного из них»
Юлия стала свидетелем еще одной трагедии, которая произошла под завалами на глазах десятков спасателей.
— Спасателям очень помогали тепловизоры, — рассказала волгоградка. — Мы обнаружили троих человек под завалами. Первая точка была с температурой 37 градусов, это означало, что человек уже умирает, у него уже началась агония, вторая и третья точки были по 32 и 33 градуса соответственно. Спасательная операция длилась более 36 часов. Кто-то разбирал завалы, кто-то пытался пробиться через куски бетона и дерева... В какой-то момент мы увидели, что точка 33 пробирается к точке 32, так вместе обе эти точки и погасли. Чуть позже мы узнали, что это были мама с ребенком, которые погибли вместе, так и не дождавшись помощи.
При этом, по словам волгоградки, во время ее волонтерства в пострадавших от землетрясения провинциях погода стояла холодная. Днем в солнечной стране температура воздуха не поднималась выше нуля градусов.
— Было очень холодно, я не представляю, как люди, которые провели под завалами несколько дней, выживали. Редко когда на восьмой-девятый день нам удавалось найти кого-то живым, — рассказала Юлия. — Но по ночам мы тоже работали, бывало, что грелись и отдыхали прямо на картонке какой-нибудь прямо на работе. Мы разводили костры из того, что только утром было чьим-то комодом или кроватью, сидели и отдыхали на останках чьей-то благополучной и счастливой жизни... Это было очень тяжело.
Юля и сама оказалась в центре землетрясения магнитудой в 5,5 балла.
— Наша команда была международной. У нас в отряде были китайцы, мексиканцы, были и русские девушки, чеченцы. Мексиканской команде не повезло, они как раз работали на завалах, когда произошло новое разрушение. Их собака-поисковик погибла прямо там. Мы вместе с остальными вечером устроили небольшую церемонию прощания с погибшим животным, — вспоминает девушка. — Но стоит отдать должное народу Турции. Работы у волонтеров было много хотя бы потому, что мы работали на складах с гуманитарной помощью. Это было нечто. С пола и до потолка склады были заставлены коробками с продуктами и медикаментами.
Волгоградка признается, что пока разбирала завалы, не раз сдерживалась, чтобы не заплакать навзрыд. Люди, собирая помощь, вкладывали в свои коробки трогательные записки.
— В одной из коробок я нашла детскую игрушку с запиской: «Это тебе, мой маленький ангел. Я всегда обнимала эту игрушку, когда было трудно заснуть. Если тебе будет страшно и ты не сможешь спать, обними ее и сон придет». В другой коробке я нашла письмо от людей, которые не смогли завести своих детей, но нашли силы и возможности помочь другим малышам.
— Очень страшно, что под завалами гибли целые семьи. На юго-востоке страны традиции очень сильны и там дети привыкли жить рядом с родителями. Даже если дети взрослые, они старались покупать жилье рядом с родителями, — рассказала Юлия. — Из-за этого во время землетрясения люди гибли целыми семьями...
Сейчас Юлия уже дома.
— У нас сейчас в стране все очень близко переживают эту трагедию. Она затронула очень многих — рассказала Юлия. — У моей подруги муж — бортпроводник и в дни землетрясений он должен был лететь в Малатью, но его рейс в последний момент из-за непогоды в Стамбуле отменили. Через пару часов он узнал о том, что отель для экипажа был разрушен и под завалами в Малатье погибли люди. Таких историй сейчас очень много. Люди потеряли в этом своих родных и близких. Но мы стараемся поддерживать друг друга и не опускать руки.