Ученый из Волгограда Николай Онистратенко рассказал, что хищник, которого видел марафонец из Нижнего Новгорода на трассе, вполне мог оказаться волкособакой. По словам Николая Онистратенко, волки в регионе уже почти не встречаются, но зато эту нишу заполоняют волкособаки.
Напомним, 20 августа на окраине города-спутника Волгограда — Волжского — проходил масштабный фестиваль спорта и музыки «Ультра 100» — преемник ранее ежегодно проводившегося в Палласовском районе марафона Elton Ultra. Любителям бега организаторы предлагали пробежать дистанции различной сложности и протяженности — от 1,5 до 220 километров. Если большинство маршрутов — от 1,5 километра и до 115 километров — были проложены вокруг озера Круглое и по Волго-Ахтубинской пойме, то экстремальные 220 километров стали исключением. Спортсмены стартовали у соленого озера Эльтон и бежали по пересеченной местности до Волжского. Именно на этом маршруте, где-то на границе Среднеахтубинского и Ленинского районов, под вечер 20 августа и произошла встреча человека и животного. Охотники уверяли, что волков в тех местах не видели давно, а если и увидели, то уже уничтожили.
Однако заместитель директора Института естественных наук ВолГУ по науке и связям с общественностью Николай Онистратенко рассказал, что встретить волка бегун всё же мог.
— К счастью, этот представитель коренной фауны всё еще встречается в нашем регионе. Конечно, волки переносят бешенство и могут резать скот, а также могут напасть на человека. Однако необходимо помнить, что они работают как природные регуляторы численности травоядных животных, своевременно удаляя слабых и больных. Можете порадоваться везению видеть этого гордого хищника в естественных условиях, — рассказал заместитель директора Института естественных наук ВолГУ по науке и связям с общественностью Николай Онистратенко. — В Волгоградской области волки встречаются всё реже: уменьшается естественная кормовая база, ведется планомерный отстрел, исчезают места обитания, тревожит человек. Немногочисленные семьи выживают в таких условиях, возможно проникновение волков из соседних регионов. Однако нужно помнить, что история взаимоотношений человека и волка уходит в глубь тысячелетий. Агрессия волка к взрослому человеку, особенно в наших широтах, — дело редкое и связана чаще всего с очень голодной зимой, бешенством. Волк может проявить любопытство — кружить вокруг жилья или одинокого человека, подойти ночью к его стоянке. Но вряд ли нападет. Нужно помнить, что старого, больного или ребенка волк вполне может воспринимать как добычу — приберет на общих основаниях. Поэтому расслабляться не стоит. В конце концов, перед нами хищник, охотник. Как я всегда говорю: если спереди у зверя приделаны зубы, их всё-таки стоит бояться.
Кроме того, по мнению ученого, нишу волков сейчас заняли так называемые вымески — смесь собаки и волка.
— Больше вреда, чем волки, приносят одичавшие собаки и вымески с волками — волкособаки. Помесь волка и собаки зачастую похожа статями и окрасом на волка, но имеет и признаки домашнего предка. Что очень опасно, совершенно не боится человека. Это хитрые, сильные, чутьистые и наглые животные. Классические приемы волчьей охоты с ними не срабатывают. Они легко прибиваются к человеческому жилью, проникают в населенные пункты, оставаясь дикими и опасными для человека. Именно они занимают освобожденную нами экологическую нишу волков и создают гораздо больше проблем, — считает ученый.