Впервые за последние годы волгоградские коммунальщики оказались готовы к «праздничным» новогодним снегопадам: практически все центральные улицы почти вовремя были очищены от выпавшего снега и посыпаны противогололедными реагентами. Однако засыпанные песком, разбавленным солью, магистрали в ближайшую оттепель могут превратиться в царство грязи, снежной каши и черно-грязных сугробов.
Как сообщили Auto.V1.ru в пресс-службе городской администрации, во время новогодних снегопадов на улицах города для расчистки от снега и обработки противогололедными реагентами было задействовано более 100 дорожных рабочих и 87 коммунальных машин, в том числе около 60 комбинированных дорожных машин. Только за сутки пятого января на дорогах Волгограда было израсходовано около 2100 тонн песко-соляной смеси. В следующие сутки дорожники рассыпали еще около 700 тонн смеси. Всего же для обеспечения безопасного движения по основным магистралям города-героя специализированными дорожными предприятиями было заготовлено около 52 тысяч тонн песко-соляной смеси. По заверениям ответственных руководителей отрасли, этого с лихвой хватит на борьбу со снегопадом и гололедными явлениями на весь текущий сезон.
В тоже время волгоградцы по опыту прошлых лет предполагают, что вся эта смесь вместе со снегом в большинстве останется на обочинах городских улиц и после потепления образует потоки грязи и снежной каши, от которых пострадают как пешеходы и автотранспорт, так и внешний вид города.
«Волгоград снова совершает все ту же ошибку, – считает представитель ВОО «За права» Денис Губенко. – Засыпая улицы песком, мы обрекаем себя на грязные, совершенно неэстетичные обочины дорог в холодное время и стоящую густую жижу во время потепления. Кроме того, после потепления в грязи окажутся все придорожные сооружения и стены домов, не говоря уже о тротуарах. В тоже время во многих крупных городах и даже районных центрах городские власти уже отказались от использования песко-соляной смеси, несмотря на очевидную выгоду для городского бюджета, отдавая предпочтение более дорогим, но значительно более эффективным дорожным реагентам».
«По своим характеристикам для уборки снега и предотвращения дорожной наледи одним из лучших реагентов является хлористый кальций, – рассказывает эксперт АО «Группа Оргсинтез» Василий Романцов. – Его использование наносит минимальный вред как окружающей среде, так и дорожному покрытию. При этом он, конечно, дороже.
Однако если оценивать стоимость использования реагентов комплексно, то ущерб от песка – ливневые стоки надо очищать, а это требует средств – и от соли – она губит растительность, которую приходится восстанавливать, – возможно, обойдется для любого бюджета не дешевле трат на хороший химический реагент».
По официальной информации, от использования песко-соляной смеси уже практически отказались в обеих столицах, Воронеже, Тамбове и других городах Центральной России. Кроме уже упомянутого хлористого кальция в порошке, местные коммунальщики используют раствор химиката, который имеет низкие нормы расхода и эффективен при сильных морозах, смесь соли с мраморной крошкой, которую можно применять многократно, и хлорид магния (бишофит).
Существуют и более экзотические, но не менее эффективные способы борьбы со снегом и обледенением дорог. В Ярославской области с 2007 года дороги поливают минеральной водой, не пригодной для пищевого использования. В Белоруссии разработали специальный реагент на основе мелассы – патоки, которая остается после производства сахара. В Финляндии улицы ежегодно посыпают крошкой, которую весной собирают при помощи специальной техники, моют, а следующей зимой используют снова. В Норвегии тепловые магистрали прокладывают под автодорогами и тротуарами, что не позволяет снегу и льду задерживаться. В Швеции используют особую дорожную соль, смешанную с сахаром. Подобная смесь дольше лежит на дорогах (при этом они быстрее высыхают), замедляет ржавление деталей автомобиля.
Однако волгоградские эксперты считают, что масштабное использование песко-соляной смеси на волгоградских городских и региональных дорогах оправдано и с экономической, и с экологической точки зрения.
«Для сохранения естественного баланса химических веществ в почве наиболее безопасна именно песко-соляная смесь, – уверен заведующий кафедрой ВолГАУ, заслуженный эколог РФ, доктор технических наук, профессор Владимир Лобойко. – Именно поэтому в свое время она получила столь широкое распространение. Кроме того, в Нижнем Поволжье использование этого реагента связано и с близостью крупнейшего источника поваренной соли – озера Баскунчак, и с естественной адаптацией растительного и животного мира региона к обилию наветренного песка и соли. В летние месяцы восточные ветра приносят тысячи тонн этих материалов, поэтому и зимнее их использование не доставляет природе больших неудобств».
Массовый переход на химические реагенты в других регионах эксперты связывают с относительной дешевизной более эффективных средств борьбы с наледью на дорогах в этих регионах, в качестве которых могут использоваться в том числе отходы химических производств.
«Более серьезную проблему представляет не столько использование этого материала на наших улицах, сколько последующая его уборка, – продолжает господин Губенко. – Кроме трудностей с таянием, которое затягивается именно по причине наличия большого количества песка в снеговых отвалах, сотни тонн песка забивают и без того работающие на пределе городские линии ливневой канализации, у которых, как известно, до последнего времени не было хозяина. Таким образом, город сам создает себе весенние трудности, на решение которых нет ни средств, ни возможностей, ни желания».
По неофициальной информации, стоимость качественных противогололедных реагентов примерно в 10 раз выше обычной смеси песка с солью. Однако нормативный расход химических реагентов составляет 25-40 граммов на один квадратный метр, песко-соляной смеси – 400-500 граммов на один квадратный метр. Благодаря более экономичному расходу реагентов одной заправки бункера хватает на площадь до 150 тысяч квадратных метров дорожной поверхности.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com