Минфин России предложил ввести акцизы на вредные продукты и товары. Помимо чипсов, газировки и пальмового масла под налог могут попасть и автомобильные шины. Производители резины от новости не в восторге. А как к такому отнеслись сами автомобилисты?
Информация о возможном дополнительном налогообложении «вредностей» появилась еще на прошлой неделе. Расширение перечня подакцизных товаров не только направлено на увеличение доходов федерального бюджета, но и объясняется заботой о населении. Так, например, акцизы на газированные напитки и пальмовое масло призваны в конечном итоге снизить количество их потребления, что положительно скажется на здоровье россиян. Попадание в опальный список шин вызывает легкое недоумение – неужто нужно сокращать и их потребление?
Производители авторезины считают, что введение акцизов на впускаемую ими продукцию сейчас крайне нежелательно. Учитывая кризис, постоянно снижающиеся показатели продаж на авторынке и удорожание топлива, еще одно бремя в виде повышенной цены на шины автомобилистам не нужно.
Председатель правления Ассоциации производителей шин и генеральный директор «NokianTyres Россия» Андрей Пантюхов отметил на страницах РБК, что рост цен, спровоцированных введением акцизов, может поспособствовать «еще большему сжатию рынка, а за этим последует сокращение персонала и налоговых поступлений в бюджет». Кроме того, отмечается, что машины и без того являются подакцизным товаром, а значит, введение допналога на комплектующие к ним неразумно и избыточно. Автомобилисты перспективой появления акцизов тоже недовольны.
«Это чревато тем, что на фоне кризиса все начнут экономить, – считает автогонщик и руководитель школы водительского мастерства Ярослав Федоров. – Например, ездить на лысых покрышках или на всесезонке зимой, что, конечно, незамедлительно скажется на повышении аварийности на дорогах».
Пока введение акцизов находится на стадии обсуждения. В течение нескольких недель будут произведены все необходимые расчеты, и тогда общественности будет представлен более полный проект предложения. Но то, что уже сейчас включение в список автомобильных шин вызывает явное недовольство со стороны производителей и их пользователей-водителей, говорит о многом.
Между тем на прошлой неделе появилась еще одна огорчившая автомобилистов новость – Минфин предлагает повысить акциз на бензин и дизельное топливо. Для первой позиции – на 2 рубля, для второй – на 1 рубль. Причем произойти это может уже этой весной – 1 апреля. Проект уже подготовлен Минфином. В случае его принятия только за 2016 год это принесет в бюджет около 80 миллиардов рублей. При этом авторы проекта уверяют – на розничную цену топлива это не повлияет.
«Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», – цитирует «Российская гезета» министра финансов Антона Силуанова.
А вот Федеральная антимонопольная служба против повышения бензинового акциза. По их данным, нагрузка в данной отрасли в России и без того непомерно велика: налоговая доля в стоимости топлива в нашей стране составляет порядка 55-60%. Выше только в Европе – около 80%. Именно это, по мнению антимонопольщиков, и не дает стоимости бензина снизиться вслед за уменьшением цены на нефть. Закономерна и реакция самих автомобилистов на перспективу повышения топливных акцизов – абсолютное большинство против.
«Повышение цен на бензин в ответ на обвал цен на нефть? Я был уверен, что бензин делают из нефти, и до сих пор не понимаю, почему снижение стоимости исходного продукта приводит к повышению стоимости конечного. Пусть правительство восполняет "пробелы в бюджете" за счет снижения собственных расходов на красивую жизнь, – поделился своим мнением Ярослав Федеров. – Мне вообще нравится система, при которой бензин стоит дорого, но нет огромного транспортного налога. То есть каждый сам выбирает, как часто и какой автомобиль ему использовать: экономную малолитражку или прожорливый спорткар. Причем в случае последнего это может быть "автомобиль выходного дня", который появляется из гаража раз в месяц. Так зачем платить дикий транспортный налог по мощности и объему двигателя, если авто стоит в гараже и не портит дороги и окружающую среду?»
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com