Строительство нового кафедрального собора на площади Павших Борцов еще больше затруднит движение через центр Волгограда
В стремлении сделать центр Волгограда практически пешеходной зоной мэрии при поддержке Русской православной церкви удалось почти полностью выдавить автомобилистов с территории исторического центра города-героя. Согласно утвержденному плану строительства нового кафедрального собора в сквере затрибунной части площади Павших Борцов, часть улицы Мира станет пешеходной зоной, а улицу Володарского предполагается превратить в «полупешеходную».
Как рассказал V1.ru главный архитектор проекта планировки территории, ограниченной улицами Володарского, Мира, Гоголя и Коммунистической, Владимир Касимовский, с появлением на площади нового собора организация транспортного движения в центральной части города претерпит серьезные изменения, в связи с чем потребуется внесение поправок в Генеральный план Волгограда.
«Нынешний проект планировки территории – уже второй, в нем есть существенные отличия от предыдущего, разработанного два года назад, – рассказал Владимир Касимовский. – Один из принципиальных моментов – организация транспортного движения. Все знают, что центр Волгограда перегружен, через площадь Павших Борцов следуют многочисленные транзитные потоки транспорта. Поэтому появилась идея развить пешеходные зоны в центре города, сделав площадь Павших Борцов полностью пешеходной. Для этого потребуется реорганизовать транспортную сеть центральной части города. Чтобы развить нашу идею, нужно построить Нулевую Продольную магистраль и ряд поперечных. Необходимо в частности расширить улицу 7-ю Гвардейскую, которая тоже переполнена транспортом, необходимо расширить путепровод на улице Кубанской, построить новый путепровод на Краснознаменской, где сейчас ходит только трамвай.
После того, как мы рассредоточим транспортные потоки, появится возможность организовать пешеходные потоки, чтобы люди могли отдыхать в полной безопасности. Кроме того, мы предлагаем построить подземный пешеходный переход на углу улиц Коммунистической и Гоголя, саму улицу Гоголя сделать двусторонней на всем ее протяжении до проспекта Ленина, участок улицы Мира, где сейчас находятся Новый экспериментальный театр и консерватория, планируем сделать пешеходным, улица может превратиться в своего рода уголок для художников, музыкантов, выставок на открытом воздухе. Саму улицу Мира можно будет продлить до выхода в пойму реки Царицы. Таким образом центр Волгограда может получить новый современный облик».
В то же время проект, разработанный по заданию Волгоградской епархии, не указывает, куда будут перераспределятся транспортные потоки с площади и прилегающих улиц. После нескольких реогранизаций движения в центре города, в том числе запрещения левых поворотов на перекрестке улиц Мира и Комсомольской, поток автомобилей, проходящий через площадь Павших Борцов, серьезно увеличился. Теперь, с приданием части улицы Мира пешеходного статуса, ближайший к проспекту имени Ленина проезд станет недоступен для автомобилей, и водителям придется искать пути объезда по другим, уже сейчас значительно загруженным дорогам.
Стоит отметить, что на проходивших в ноябре 2015 года публичных слушаниях по вопросу застройки площади Павших Борцов, прозвучало немало мнений в поддержку строительства нового храма. Среди аргументов необходимости постройки были и реплики о том, что «как только построим кафедральный собор, в Волгограде улучшится аура и город перестанет быть депрессивным», а также подчеркивалось как знак свыше крещение несколько лет лет назад в одном из храмов Волгограда ребенка по имени Александр Невский.
При обсуждении проекта одним из главных аргументов изменения транспортной схемы в районе строительства приводился тот факт, что, путем ликвидации автомобильного движения на площади будет обеспечен удобный доступ к кафедральному собору и создана еще одна зона для отдыха и прогулок горожан.
«Транспортная ситуация в центре Волгограда и так очень сложная, а строительство еще одного храма на территории исторического центра принесет в дорожное движение полный хаос, – категоричен депутат областной думы Михаил Таранцов. – Только движение вокруг железнодорожного вокзала увеличится в разы. Транспортная составляющая проекта не проработана – реализованная в нынешнем виде она только усугубит тяжелую дорожную ситуацию в Центральном районе города.
Здесь же стоит упомянуть и об исторической составляющей. Строительство самого собора, а также подземной парковки затронет глубокие археологические слои центральной части Волгограда. Работы будут вестись на местах интенсивных боев Сталинградской битвы, возможны находки и более раннего периода. Я и выступал и выступаю категорически против строительства подземных парковок под всем архитектурным комплексом центра Волгограда, который связан с историей и героизмом защитников города.
Во время публичных слушаний я выносил на суд общественности свои возражения по этому вопросу, но на них не обратили внимания. Обращения в городскую администрацию, прокуратуру, другие инстанции тоже пока не дали результата. Тем не менее, затруднив проезд по району с очень интенсивным движением, мы получим лубочную картинку по соседству с еще большими пробками. Чувства верующих – это святое, но и они не должны ущемлять права других горожан и автомобилистов в том числе».
План строительства предполагает закладку первого камня в фундамент нового храма уже в апреле текущего года. Всего же на строительство храма уйдет около четырех лет. Эксперты прогнозируют проблемы с проездом через центр города задолго до открытия соборного комплекса по причине обеспечения безопасности при установке и работе кранов, проезда большого количества строительной техники, организации подвоза строительных материалов.
«Идея восстановить в Волгограде кафедральный собор – правильная, однако реализовывать ее, как и многое другое, начали "с конца", – уверен региональный представитель ФАР Александр Воронов. – Постройка храма должна быть завершающим этапом реорганизации всего центра города. Проектировщики не учли интересы подавляющего большинства горожан, логистика проекта не была серьезно продумана, альтернативные варианты для транспорта не предложены. Проект построен по принципу "запретим для вашего блага, а там сами разберетесь". Автомобилистов откровенно, под любыми предлогами пытаются выдавить из центра города, не предлагая ничего взамен, – ни парковок, ни дорог. Но сделать это невозможно – сама структура Волгограда предполагает только один, безвариантный путь движения и "вырезать" кусок дороги из него, а на остальных максимально затруднить движение значит поставить город в огромную вечную пробку».
Учитывая темпы строительства новых развязок, дорог и объездных путей, эксперты уверены, что к моменту открытия нового кафедрального собора Волгоград займет соответствующее место в очередном рейтинге городов, недоброжелательных к своим жителям.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com