Ситуация с продажей полисов ОСАГО на территории Волгоградской области продолжает оставаться крайне напряженной. Автовладельцы, несмотря на попытки Центробанка и антимонопольной службы, по-прежнему продолжают отстаивать многодневные очереди или же делать страховку «здесь и сейчас» по минимум вдвое завышенной цене.
Люди обвиняют страховщиков в непомерных аппетитах, однако же сами страховщики заявляют, что основной причиной перебоев с продажей полисов обязательного страхования автогражданской ответственности является деятельность так называемых автоюристов, предлагающих выплаты в день обращения, но скрывающих массу подводных камней для самих автовладельцев.
По закону, или как быстрее?
Существующее законодательство предполагает несколько вариантов оформления документов при совершении дорожно-транспортного происшествия. Самый простой способ – европротокол. Он применяется тогда, когда виновник не оспаривает свою вину, сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей, в аварии участвует всего два автомобиля и отсутствуют пострадавшие.
В этом случае ничего не запрещает водителям сфотографировать аварию и, освободив дорогу, отъехать для оформления документов в страховую компанию. Однако этим не пользуется практически никто. Второй способ – привычный большинству водителей и применяющийся при авариях с пострадавшими. На место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД, и далее по накатанной.
Но есть еще и третий вариант – не успели водители выйти из машины и обменяться «любезностями», как тут же появляется некий молодой человек и предлагает взять на себя все заботы по оформлению аварии, взамен обещая выплаты в размере от 50 до 70 процентов от суммы ущерба, но буквально в день обращения. Человек соглашается, получает деньги, загоняет машину на ремонт, а потом начинается самое интересное.
Первый звоночек прозвенит тогда, когда человеку придет требование из налоговой оплатить 13 процентов подоходного налога с суммы дохода. Но это еще можно пережить. Гораздо более неприятный сюрприз ждет человека тогда, когда он приходит на следующий год оформлять страховку. Неожиданно выясняется, что он стал виновником нескольких ДТП с дорогими автомобилями, в результате чего страховка для него автоматически подорожала в два раза:
«Сама по себе идея с аварийными комиссарами хорошая, – прокомментировал директор волгоградского филиала страховой компании «МАКС» Александр Королев. – Проблема в том, что ее начали использовать откровенные мошенники и, в первую очередь для собственного обогащения, а страховые компании по суду вынуждены выплачивать огромные суммы».
В качестве примера господин Королев привел несколько случаев, когда сторона, якобы пострадавшая в ДТП, требовала провести осмотр поврежденной автомашины в отдаленном хуторе Урюпинского района, на улице, которой, к слову, при проверке вовсе не существовало. Однако это не мешает суду выносить решения в пользу автоюриста.
«Нам с большим трудом удается в суде доказывать факты мошенничества, – говорит заместитель директора волгоградского филиала страховой компании «МАКС» Станислав Одерий. – Случаев, когда нам действительно удалось отбиться в суде от претензий и добиться возбуждения уголовного дела по факту мошенничества, можно пересчитать по пальцам. Суд, как правило, не вникает во все тонкости дела. Есть факт ДТП, есть ущерб, есть услуги представительства, есть неустойка за несвоевременные выплаты – извольте платить. Суммы достигают порой стоимости автомобиля, "пострадавшего" в аварии».
В результате подобных действий бизнес ОСАГО стал убыточным. В регионе закрылись офисы сразу нескольких страховых компаний, которые не смогли справиться с валом подобных обращений. Судите сами: застраховать отечественный автомобиль водителю со стажем обходится примерно в пять с половиной тысяч рублей. Выплаты же могут достигать 50 тысяч и более. Арифметика здесь простая. Если же брать иномарки с мощными моторами, то выплаты по суду могут приближаться к миллиону. При стоимости страховки в районе 20 тысяч рублей.
Отметим, что источник в одной из крупных страховых компаний, попросивший не называть его идентификационных данных, назвал автоюристов всего лишь верхушкой айсберга:
«Автоюристы на пустом месте никогда бы не появились, – прокомментировал собеседник. – Они – порождение порочной системы судов и правоохранительных органов. Суды выносят решения в пользу автоюристов, игнорируя статью 12 закона об ОСАГО, где четко прописано, что страховая компания имеет приоритет в осмотре поврежденного транспортного средства. По факту же нас уведомляют телеграммой, мы приезжаем и видим, что машины нет. Пишем в ответ письмо с просьбой предоставить автомобиль на осмотр, взамен получаем досудебную претензию с актом альтернативной оценки, который учитывается судом. В конечную же сумму иска включается не только сумма восстановительного ремонта, но и расходы на оценку, представительство в суде, а также всякого рода приписки.
Кроме того, в правоохранительные органы региона направляется огромное количество материалов для проведения проверки по статье 159.5 УК РФ – мошенничество в сфере страхования. До суда, насколько я знаю, не дошло ни одно дело – все они либо закрыты, либо приостановлены.
Рецепт в данном случае может быть один – действовать строго по букве и духу закона. Тогда автоюристы исчезнут сами. Пока этого не будет, мы по-прежнему будем выплачивать астрономические суммы придуманного ущерба».
Доверенность на все
Впрочем, отчасти в разгуле аппетитов так называемых автоюристов виновны и сами автовладельцы, не глядя подписывающие сразу пакет документов:
«Человек после ДТП находится в стрессовом состоянии, – размышляет адвокат Денис Григорьев. – Само собой разумеется, что человек хочет побыстрее забыть этот кошмар и подписывает все документы, которые ему подсунут. Некоторые используют тактику грубой силы, заявляя, что их услуги бесплатны только при подписании доверенности на ведение их дел в суде. Недобросовестные автоюристы очень часто подсовывают человеку доверенность, разрешающую делать все вплоть до продажи родствеников и изъятия внутренних органов. Правильные же юристы берут доверенность на конкретное дело по конкретному ДТП. Так что я бы посоветовал все же внимательно читать то, что вам предлагают подписать».
Добавим, что представители компаний, которые занимаются представительством в судах по делах об ОСАГО, утверждают, что действуют исключительно в рамках закона и в правовом поле:
«Автоюрист по сути представляет в суде интересы физического лица, – прокомментировали V1.ru в компании «Правовой гарант». – Поэтому он не может взыскать в суде сумму большую, чем это сделал бы сам человек, плюс расходы на представителя. Все дело в том, что люди не знают законов, не умеют рассчитывать стоимость выплаты, поэтому им и приходится обращаться в суды, поскольку выплаты по ОСАГО значительно меньше, чем реальная сумма ущерба. Поэтому я не вижу каких-либо превышений полномочий со стороны автоюристов или же каких-либо других нарушений закона. Все в правовом поле».
Однако представители страховых компаний все же опровергают высказывания автоюристов:
«Начнем с того, что любая уважающая себя страховая компания вместе с полисом ОСАГО выдает своему клиенту бланк извещения о ДТП, а также памятку о том, где все подробно расписано, что и как делать в случае аварии, – прокомментировал Александр Королев. – Если что-то непонятно – у каждой страховой компании есть горячая линия», по которой можно проконсультироваться о том, как правильно заполнить тот или иной пункт извещения в рамках европротокола, что потом с ним делать, и как получить выплату, которой вполне хватит на ремонт автомобиля. Все расчеты ведутся по Единой методике. Стоимости деталей и работ постоянно корректируются с учетом веяний времени, и говорить о том, что страховщики сейчас занижают выплаты, было бы по меньшей мере неверно. А сама выплата производится, как правило, раньше установленных законом 20 дней. В том числе мы готовы отремонтировать транспортное средство без доплаты за износ на СТОА».
Фото: Фото Дарьи Селенской