Ездить на своей машине или на такси — дилемма, которая с определенной периодичностью посещает волгоградских автовладельцев. Очередное повышение цен на бензин, страховки и ремонт обостряют выяснение подобного вопроса. Тема настолько популярная, что на нее успели высказаться крупные блогеры федерального уровня, а также появились статьи в популярных сетевых изданиях. Казалось бы, все эти авторы с цифрами в руках доказали, что такси выгоднее, но все это сделали они на примере двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. А вот насколько такая позиция достоверна для граждан рядового областного центра — не считали.
Дополнительные сомнения в достоверности таких рекомендаций вызывает то, что в основном против авто высказываются парни и девушки в возрасте до 35 лет, которые работают в офисе, либо занимаются творческой профессией и не обременены детьми. При поддержке экспертов крупного автохолдинга выясним, верны ли эти расчеты для среднестатистического жителя Волгограда, у которого есть семья и дети. Что выгодно для него: собственное авто или такси?
Своя машина vs такси: оцениваем плюсы и минусы
В числе главных достоинств использования такси — его универсальность и значительная экономия времени. К ним также можно отнести такие плюсы, как:
Везет в любом возрасте и состоянии. Не нужно тратить время, деньги и нервы на получение прав. Достаточно позвонить, и машина приедет за вами. Такси заберет вас из офиса, из бара от друзей или привезет на вечеринку.
Не надо искать парковку. Работающие в центре знают, насколько тяжело найти место, где можно оставить свою машину, с такси такой проблемы нет. Также не нужно ругаться с соседями в поисках места для парковки автомобиля ночью во дворе.
Нет дополнительных трат. Нет автомобиля, и не нужно траться на бензин, покупать ОСАГО или отдавать деньги на регулярные ТО.
Личное авто может разбиться. В этом случае владелец тратит время на заполнение бумаг и деньги на ремонт.
Оперативность. Вызвал такси, и оно в любое время и погоду к тебе приехало. В основном так бывает в хорошую погоду. Зимой, когда выпал снег или осенью в дождь, ждать такси приходится долго. В таком случае свой автомобиль рядом с домом довезет за это же время или даже быстрее. Как видно, это довольно спорное преимущество.
Личный автомобиль подойдет тем, кто привык ездить на дальние расстояния и на природу всей семьей. К числу преимуществ собственного авто также можно отнести:
Гарантированный уровень комфорта и безопасности. В своей машине можно регулировать кондиционер так, как тебе удобно, это особенно важно, если едешь с ребенком; можно слушать любимую музыку или, наоборот, ехать в тишине, если нет настроения. Садясь в такси, остается только надеяться, что машина технически исправна, и у нее работают все подушки безопасности.
Удобство ездить с детьми и перевозить грузы. К сожалению, не все таксисты готовы перевозить ребенка, т. к. потребуется детское кресло, плюс это дополнительные проблемы, шум в салоне, требуется дополнительное место для детской коляски и т. д. А за перевозку багажа, превышающего стандартный размер дорожной сумки, в такси могут потребовать дополнительную плату. Все эти трудности исчезают, если мы находимся за рулем собственного автомобиля.
Удовольствие от езды. Машина дарит чувство свободы и мобильности, когда ты сам решаешь, куда и как ехать, где остановиться и столько стоять ждать. Подобное ощущение в такси не доступно.
Оперативность. На своем автомобиле можно выехать в любое необходимое время, при наличии детей в машине в обязательном порядке есть детское кресло. В случае такси требуется уточнять, возит ли водитель детей, ставить дополнительные галочки при заказе, ждать и надеяться на позитивный исход.
Перечисленные выше достоинства каждого из вариантов трудно перевести в цифры, они в основном отражают привычки и особенности характера тех, кто предпочитает такси или собственную машину. От эмоциональной стороны перейдем к прагматической.
Собственный автомобиль или такси: экономические расчеты
Владелец автомобиля в течение года тратит деньги на топливо, ОСАГО, транспортный налог, ТО. Помимо этого есть неявные расходы — снижение стоимости машины и непредвиденные ситуации, например, штрафы и ремонт.
Среднестатистический житель города за год на своем автомобиле проезжает 15–20 тысяч километров. Рассчитаем общие затраты на примере двух популярных у волгоградцев моделей:
Volkswagen Polo в комплектации Conceptline с двигателем 1,6 и мощностью 90 л.с., MT;
ŠKODA OCTAVIA в комплектации Active с двигателем 1,6 и мощностью 110 л.с., AT.
Владелец Volkswagen Polo в год будет тратить (средний расход):
на бензин — около 43 200 рублей (пробег 15 000 км, заправляет 95-м бензином по цене 45 рублей за литр при среднем потреблении 6,4 литра на 100 км);
ОСАГО — примерно 4908 рубля (рассчитано для 1 водителя старше 22 лет и со стажем более 3 лет, класс — ранее не страховался);
транспортный налог — от 675 рублей (по данным https://www.nalog.ru/rn34/service/calc_transport/).
Расчетное значение потери стоимости автомобиля за год — 98 000 рублей по данным портала Quto.ru.
Владелец ŠKODA OCTAVIA в год будет тратить (средний расход):
на бензин — около 42 525 рублей (пробег 15 000 км, заправляет 95-м бензином по цене 45 рублей за литр);
ОСАГО — порядка 5354 рубля (рассчитано для 1 водителя старше 22 лет и со стажем более 3 лет, класс — ранее не страховался);
транспортный налог — от 1925 рублей (по данным Nalog.ru).
Расчетное значение потери стоимости автомобиля за год — 129 000 рублей по данным портала Quto.ru.
К дополнительным расходам владельца автомобиля может быть отнесено:
КАСКО — полис добровольного страхования. Владельцы новых авто в большинстве случаев его покупают, но для снижения стоимости приобретают не полное каско с максимальной защитой, а частичное, страхующее только ряд рисков, либо выбирают полисы с франшизой. В последнем случае владелец часть убытков компенсирует за собственный счет, а часть за счет страховой компании. Расчетная цена КАСКО с минимальным уровнем покрытия риска составит: Volkswagen Polo — от 29 000 рублей, ŠKODA OCTAVIA — от 38 000 рублей.
Зимняя резина. Стоимость комплекта зимних покрышек для выбранных моделей авто начинается от 15 000 рублей.
ТО. Стоимость обязательного технического осмотра в основном регламентируется автопроизводителем, но ее можно снизить за счет приобретения расходных материалов собственноручно и оплаты только стоимости работ персонала дилера. Средняя стоимость технического обслуживания для автомобиля с пробегом 15 000 км с учетом стоимости работ и запасных частей составит: Volkswagen Polo — около 7917 рублей, ŠKODA OCTAVIA — около 9751 рубля.
В таком случае, если свести в единую таблицу перечень обязательных расходов, которые, скорее всего, несет владелец автомобиля за первый год эксплуатации, получится интересная цифра.
Ориентировочная стоимость владения Volkswagen Polo и ŠKODA OCTAVIA в первый год
В качестве трудноформализуемых затрат для владельцев машин можно отнести:
Расходы на получение водительских прав. Необходимо выделить время на обучение в автошколе и оплатить его.
Временные затраты, связанные с обслуживанием автомобиля: запись на ТО, ожидание его проведения в салоне дилера и время на дорогу, шиномонтаж, время на оформление страховки.
Парковка. В крупных городах найти свободное место для своего авто не так то просто. Последнее время набирает тенденцию расширение количества платных парковок в городах, а это дополнительные затраты для владельцев машин.
Штрафы. Рост количества камер, которые устанавливаются на наших дорогах, они не только принуждают водителей соблюдать ПДД, но и чаще фиксируют различные нарушения, а это означает рост затрат на оплату штрафов.
Мойка. Стоимость услуг платных автомоек по чистке кузова начинается от 300 рублей. В среднем помыть машину внутри и снаружи для владельца обойдется в сумму в размере 500 рублей. Существует возможность сэкономить и пользоваться услугами моек самообслуживания, но в этом случае чистым будет только кузов, да и не все владельцы машин готовы к этому.
Стоимость использования такси
Одно из ключевых преимуществ такси — минимальный порог входа. Иными словами, для пользования такси не нужно обладать значительной суммой, как для покупки авто. Например, стоимость вышеперечисленных моделей авто начинается для Volkswagen Polo от 629 900 рублей, а для ŠKODA OCTAVIA — от 1 049 000 рублей. Конечно, будущий владелец может взять кредит. Для модели OCTAVIA минимальный взнос — 15% от стоимости авто, а для Polo размер минимального взноса — 20%.
Затраты на такси зависят от выбранного класса авто (бюджет, комфорт, премиум), от расстояния и времени (в праздничные и ночные часы тариф выше). Для расчета расходов на такси стоит учитывать такое же расстояние, как и для владельцев личного транспорта — 15 000 км.
В городе Волгограде действует множество таксомоторных компаний, остановимся на одной из самых доступных по цене.
Тариф «Эконом» — 10 рублей/км, стоимость посадки — 69 рублей. Например, поездка на расстояние 20 км обойдется минимум в 270 рублей. Следовательно, если проехать на такси 15 000 км, то получится около 202 500 рублей. Это без учета стоимости ожидания и периодов повышенной тарификации;
Тариф «Комфорт» — 11 рублей/км, стоимость посадки — 119 рублей. На таком автомобиле поездка длинной 20 км будет стоить не менее 350 рублей. Расстояние в 15 000 км будет стоить примерно 262 500 рублей.
Сравнение расходов на такси и на свое авто
Сравним стоимость поездок при использовании собственной машины и такси, принимая во внимание, что за год мы проедем 15 000 км.
На основе приведенных расчетов видно, что при одинаковом километраже и расходы будут примерно одинаковые. Поэтому на первое место выходят вопросы, связанные с наличием/отсутствием средств на собственный автомобиль, опыта вождения в большом городе, желаемом уровне комфорта и необходимостью оперативного перемещения как в городе, так и за его пределами.
Вы можете оставить ваше мнение о том, как предпочитаете передвигаться по городу, в специальном Опросе.
Для расчета затрат взяты средние значения с сайтов автодилеров и других доступных источников Интернета.