Купить такой автомобиль в советское время для индивидуального пользования было практически невозможно. Не должен был советский человек владеть развозным фургоном. Пусть и на шасси привычного и знакомого всем гражданам СССР автомобиля Иж-2715. А после развала Советского Союза эти машины, прозванные в народе «каблучками», как-то резко и сразу исчезли с дорог. Да, им на смену пришли иномарки, машины, выпущенные предприятием «Вазинтерсервис» из Тольятти, но того очарования «Москвича», как по привычке называли машины, выпущенные как в Москве, так и в Ижевске, у них уже не было.
Волгоградец Александр Кара нашел «живой» «каблучок» и сделал из него машину мечты. В том числе в память о своем детстве.
— Иж-412 стал моей первой машиной, — рассказывает Александр. — Родители жили в деревне, однажды за 50 копеек купили лотерейку, а когда развернули — долго не могли поверить своему счастью — в графе «выигрыш» было написано «Москвич-412». Это было еще в конце 70-х. На этой машине я учился рулить, на нем же потом и ездил. Так что любовь к «Москвичам», можно сказать, у меня с детства.
На смену 412-му пришел уже чистокровный «Москвич-2140». Затем Александр пересел на ВАЗ-2107, но воспоминания из детства не давали покоя. Тогда начались поиски живого «Москвича».
Поиски длились очень долго. Но однажды Александр узнал, что в какой-то деревне стоматолог продает грузовой фургон Иж-2715. Нашел телефон, созвонился, прыгнул в «семерку» и поехал на смотрины. Возвращался уже на «каблучке». Махнул «семерку» на «Москвича», что называется, не глядя.
— Некоторые мои знакомые долго не могли поверить, что я решился на такой обмен, — улыбается Александр. — Обычно же меняешь машину на новую, или же на более высокого класса. А тут «Жигули» поменять на «Москвич»…
Для своих лет (машина выпущена в 1995 году) «каблучок» выглядел очень неплохо. И главное — вопреки расхожему мнению о том, что «Москвичи» очень быстро гниют, на нем не было ни капли ржавчины. А затем начался процесс превращения серого «Москвича» в оранжево-черного красавца, который никого не оставляет равнодушным. С полной разборкой, дефектовкой и заменой деталей. Правильнее было бы этот процесс назвать перестройкой под себя.
Что получилось в итоге — видно на фотографиях. Если смотреть сзади или сбоку, то «Москвич» ничем не отличается от заводских собратьев. Разве только яркой окраской. А вот если смотреть спереди, то становится понятно — этот «Москвич» вовсе не так прост, как кажется. Перед решеткой радиатора стоит радиатор охлаждения масла.
— Передняя, задняя подвески, задний мост — от BMW, полностью независимые, — рассказывает Александр о переделках. — От BMW и коробка передач. Тормоза дисковые вкруг, сиденья от Daewoo Matiz, «торпеда» от люксовой версии «Москвича-2140», в которую органично вмонтирована панель приборов от «Лады-Приоры».
В кабине выполнена шумовиброизоляция, обшивка перетянута кожей, в дверях установлены электростеклоподъемники. А вот светильники словно возвращают в ту эпоху, когда по дорогам страны бегали стада «Москвичей»… Помните, такие, прямоугольнички? В «Жигулях» их ставили на среднюю стойку, а в «Москвичах» прятали под правое колено водителя и пассажира, под приборную панель. Правда, сейчас они уже современные, светодиодные. А вот ремни безопасности вполне «взрослые», спортивные, пятиточечные.
Родной УЗАМ-412, ставившийся на все «Москвичи» до 2001 года, уступил место 16-клапанному «десяточному» мотору объемом 1,5 литра, с которого удалось снять около 250 лошадиных сил. Под капотом «Москвича» он смотрится как родной.
— Первоначально я хотел оставить родной двигатель, но позже отказался от этой затеи, — продолжает владелец уникальной машины. — Сам по себе москвичевский двигатель не любит высоких оборотов, плюс к этому требовалось слишком много переделок. Поэтому от него было решено отказаться.
А что в итоге? В итоге получился обычный на вид «Москвич», который, при желании, может очень быстро ездить. Который никого не оставляет равнодушным. Эдакий волк в овечьей шкуре.
— Сейчас мало кто ценит автомобили, выпущенные в СССР, — на прощание говорит Александр. — Все сдают их в металлолом, а мне хотелось сохранить машину, преобразить, вернуть красоту. Себя, в конце концов, порадовать. Я считаю, у меня получилось.