Переименование остановки «Водоотстой» в «Автоцентр», согласованное на днях депутатами Волгоградской городской думы, красноречиво подтвердило модную среди волгоградских предпринимателей тенденцию к переименовыванию остановок.
Инициатором указанного переименования выступило ООО «Агат-МБ», которое гарантировало полное финансирование затрат по переименованию. Как оказалось, цена вопроса смены вывески – чуть более 116 тысяч рублей. Предлагаемое переименование предварительно получило одобрение комиссии по наименованию (переименованию) элементов улично-дорожной сети, элементов планировочной структуры и остановок общественного транспорта Волгограда, департамента финансов администрации Волгограда, КСП Волгограда и департамента экономического развития Волгограда.
«Когда процесс переименования становится слишком уж будничным, возникает ощущение "продажности" и вседозволенности в городе, а это не слишком хорошо сказывается на его и без того подпорченном внешнем имидже.»
Эксперты считают, что повышенное внимание волгоградского бизнеса к остановкам вовсе не случайно и носит сугубо коммерческий интерес.
«С точки зрения маркетинга переименование остановки – очень выгодное вложение, поскольку коммерсант таким образом получает рекламу, которая будет работать всегда, – считает заместитель директора агентства маркетинговых коммуникаций BTLine Татьяна Беспалова. – Первым, кто опробовал в Волгограде такой подход к ведению бизнеса, был магазин "Эколас", который добился переименования остановки "Медтехника" на Второй Продольной. По прошествии одного-двух месяцев новое название закрепляется у населения и становится устойчивым ориентиром. А это значит, что собственник бренда сможет заметно сэкономить на его продвижении».
Между тем эксперт считает, что вопрос переименования остановок – это как раз тот случай, когда интересы бизнеса вступают в жесткое противоречие с интересами горожан.
«Как маркетолог я прекрасно понимаю коммерсантов, которые переименовывают за свой счет остановки общественного траснпорта, – поясняет Татьяна Беспалова. – Но как житель города я против таких переименований. И не только потому, что на начальном этапе они вносят неразбериху и путаницу. Когда процесс переименования становится слишком уж будничным, возникает ощущение "продажности" и вседозволенности в городе, а это не слишком хорошо сказывается на его и без того подпорченном внешнем имидже. Развивая логику городских властей, у нас может появиться улица имени сотовой компании, бульвар имени кафе и прочее. Но это же абсурд. Одно дело, когда название закрепляется за остановкой исторически, как это было с Центральным рынком или Торговым центром. Это сегодня все понимают, что речь идет о Ворошиловском торговом центре, но когда-то у него просто не было альтернатив. Не думаю, что будет правильно ставить вопрос переименования на поток, нужно сохранять чувство меры в использовании этого инструмента».
С другой стороны, при разумном подходе эксперты не видят в новом увлечении волгоградского бизнеса никакого криминала.
«Первая волна такого рода переименований прокатилась по стране еще в 90-е годы прошлого века, – напомнил советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов. – Переименования особенно оправданы, когда прежнее название перестало отвечать требованиям времени или своему функционалу. Скажем, в Ростове-на-Дону бульвар Энгельса переименовали в Большую Садовую, и это название быстро вошло в обиход, а смена не вызвала никаких нареканий. Логично, если торговый центр получает право переименовать остановку в свою честь – это и удобно, и справедливо».
По словам экспертов V1.ru, переименование остановок по инициативе бизнеса происходит и в других городах.
«В Перми, где находится наш головной офис, мы были инициаторами переименования остановки "Водогрязелечебница" в "Тенториум", – рассказывает руководитель пресс-службы «Тенториум» Александр Еренко. – Во-первых, эта лечебница на тот момент давно уже не функционировала, во-вторых, переименование было оправдано с точки зрения актуализации. В этой части города расположены санатории, и логично, что ближайшие к ним остановки носят названия этих санаториев. В нашем случае речь идет о санатории «Тенториум-СПА».
Как пояснил Александр Еренко, инициатор переименования должен быть готов понести финансовые затраты, связанные с переименованием, а они не всегда складываются только из стоимости смены вывесок.
«В зависимости от применяемой в городе системы опознавательных знаков может потребоваться заменить вывески и на соседних остановочных пунктах, – пояснил Александр Еренко. – В нашем случае затраты были выше среднегородских, поскольку было принято решение построить остановочный комплекс. Наши затраты на переименование составили около 200 тысяч рублей».
По словам эксперта, при грамотном подходе со стороны администрации активность бизнеса в вопросе «скупки» остановок может обернуться реальной экономией для бюджета.
«Сейчас в Перми многие компании нацелены на то, чтобы дать свои названия остановкам в строящихся районах города, – поясняет Александр Еренко. – Затраты при этом существенно выше, и несет их не муниципалитет, а бизнес. При этом тот же остановочный комплекс впоследствии будет зачислен на баланс города. А вот затраты на его содержание фактически лягут на плечи бизнеса – именно он заинтересован, чтобы его брэнд позиционировался на фоне чистого и ухоженного сооружения».
Только несколько примеров остановок, переименованных в Волгограде в последние годы:
• в Кировском районе остановка «Санаторий "Волгоград" – «Комплекс "Санаторный"», «Химико-технологический колледж» – «Колледж имени Вернадского»;
• в Ворошиловском районе вместо «Академической» – «Казачий театр»;
• в Краснооктябрьском районе – «Кинотеатр "Юность"» стал остановкой «Улица генерала Штеменко»;
• в Тракторозаводском районе – «Универсам» стал остановкой «Гостиница "Старт"».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com