19 июня «Яндекс» представил концепцию и первый прототип электронного путевого листа, который упростит обязательный предрейсовый техосмотр автомобиля и процедуру медицинского контроля водителя. Бумажные путевые листы используются со времён Советского Союза, без них нельзя выходить на рейсы водителям общественного, коммерческого и служебного транспорта.
Так, например, водитель такси перед началом рабочей смены обязан получить в путевом листе две отметки — автомеханика о подтверждении исправности машины и врача о прохождении медицинского осмотра. Но сейчас эти процедуры занимают колоссальное время и стоят таксопаркам серьезных издержек.
«Яндекс.Такси» предлагает отказаться от бумажного подтверждения предрейсового осмотра и перейти к электронным путевым листам. Это позволит собирать в единой базе данных всю актуальную информацию о прохождении осмотров. Доступ к этой базе могут получить все необходимые ведомства, например, ГИБДД и транспортная инспекция.
Чтобы проверить у водителя наличие листа, дорожному инспектору будет достаточно лишь «пробить» его по электронной базе. В будущем эту модель можно использовать не только в сфере такси, но и для других видов городского общественного и даже грузового транспорта.
Электронный путевой лист формируется просто. Водитель через свое рабочее мобильное приложение записывается на осмотр на ближайшую к нему точку, например, на АЗС, где его встречает механик, проверяет машину и принимает решение о допуске автомобиля на линию. Там же с помощью специального оборудования врач проводит удаленный осмотр водителя — проверяет давление, температуру, пульс, наличие следов алкоголя. Если водитель благополучно прошел все проверки, он получает электронные отметки, которые сохраняются в базе данных на время его рабочей смены, и доступ к заказам.
Если транспортная организация крупная и держит в штате медиков и техников, результаты их осмотров нужно будет вбить в базу электронных путевых листов.
Электронные листы будут выгодны сразу всем. Государству и городу они дадут гарантированную защиту от подделок и прозрачную систему контроля поездок. Таксопаркам помогут в 3–4 раза снизить организационные издержки и затраты на содержание штата врачей и механиков. У таксистов появятся удобная и простая схема выхода в рейс, экономия рабочего времени на 2–3 часа в неделю и повышение среднего часового заработка.
Рабочие прототипы электронных листов уже прошли тестирование в Калуге совместно с партнерами-перевозчиками «Яндекс.Такси». В будущем компания готова передать разработанное решение государству.