В Волгограде 12 августа с торгов продали имущественные права на 494,6 миллиона рублей и оборудование стоимостью 27,1 миллиона рублей ВОАО «Химпром». Московская фирма АО «Гарантбизнес», открытая 31 мая 2019 года, приобрела два лота за 25,3 миллиона рублей. Арендовать шламохранитель «Белое море» никто не захотел.
— Вчера были объявлены результаты очередных торгов по продаже имущества ВОАО «Химпром», — сообщает V1.RU со ссылкой на результаты аукциона. — Лот на право аренды «Белого моря» так и остался не разыгранным.
Участвовать в аукционе по аренде «Белого моря» никто не захотел. Но зато ушли с молотка два других лота.
— На имущественные права в виде прав требования на сумму 494 681 153 рубля претендовали Евгений Игумнов из города Исилькуль Омской области, Николай Суворов из Омска, а также московское акционерное общество «Гарантбизнес», — отмечено в документе. — В итоге лот ушёл «Гарантбизнесу» за 23 282 000 рублей.
Выставлялось на торги и оборудование «Химпрома».
— Оборудование к установке, не введенное в эксплуатацию, и ТМЦ с учётной стоимостью без НДС оценивались в 27 193 481 рубль. Помимо всё того же «Гарантбизнеса» в конкурсе участвовали Людмила Журавлёва из Астрахани и Сергей Глазунов из Екатеринбурга. Но победителем стало акционерное общество, купившее оборудование за 2 124 000 рублей.
Отметим, что единственным учредителем АО «Гарантбизнес» и директором в открытых источниках числится Регина Шамильевна Рафикова из Москвы. Сама организация была поставлена на налоговый учёт 31 мая 2019 года. Уставной капитал фирмы — 10 000 рублей. Примечательно, что офис компании находится в столице в комнате № 15 9-го строения на улице Малой Семёновской.
— Победителем торгов стало какое-то эфемерное общество, созданное меньше трёх месяцев назад, но судить, что оно собой представляет и кто за ним стоит, пока сложно, — считает эксперт по закупкам волгоградского реготделения «Общероссийского народного фронта» Эдгар Петросян. — Разыгрывалось три лота, но самый интересный для жителей Волгограда вопрос, кто же будет ликвидировать шламохранитель «Белое море», так и остался без ответа. Как будут определять ликвидатора шламохранилища, пока не известно.
8 апреля договор о покупке производственного комплекса бывшего завода «Химпром» был подписан с ижевской компанией ООО «Промышленные технологии». Вчерашние результаты торгов, по мнению эксперта, никак не повлияют на это.
— Они выиграли лишь оборудование, которое не было использовано и не установлено на «Химпроме», и право требования долгов, — пояснил Эдгар Петросян. — Эти торги никак не связаны с промышленной площадкой. Сам бывший завод так и принадлежит на 47,5% бывшему заместителю председателя правления Сбербанка Германа Грефа — Андрею Донских. В число владельцев с той же долей входит и олигарх Роман Троценко. Он возглавляет корпорацию AEON. Группа компаний занимается управлением аэропортами и речным пароходством, девелопментом, управлением недвижимостью, а также производством продукции для авиационной и космической отраслей.
У Романа Троценко много аэропортов на территории России, в том числе и Международный аэропорт Волгограда.
— Ещё пять процентов ООО «Промышленные технологии» принадлежат Александру Шведову, — пояснил Эдгар Петросян. — С 30 мая он является руководителем Промтеха. Фактически он и является директором промплощадки «Химпрома».
Ликвидатор «Белого моря» будет не связан с площадкой разорённого предприятия.
— Аренда шламохранилища выставляется на торги отдельно от промплощадки, — отмечает эксперт. — Новые владельцы «Химпрома» уже подписали договор с датчанами и японцами о строительстве завода по производству метанола. По их планам строительство начнётся уже в следующем году. А вопрос по ликвидации «Белого моря» так и не решён.
Государство может помочь потенциальному арендатору очистить территорию от опасных отходов.
— Пока «Белое море» принадлежит кредиторам, — говорит Эдгар Петросян. — С большей долей вероятности можно утверждать, что его арендатор и будет заниматься ликвидацией. Пока он не определится, скорее всего, никаких подвижек и не будет. Больших средств в ликвидацию вкладывать не придётся. Будет предусмотрена государственная субсидия, её предоставят на ликвидацию экологически опасного объекта. Но, опять же, не факт, что компания, которая возьмёт на себя аренду, будет ликвидировать шламохранилище, но это наиболее очевидный вариант развития событий.
Олигарх Роман Троценко положил глаз на «Химпром» ещё два года назад.
— Мы очень плотно работаем с Волгоградом и чувствуем себя здесь комфортно, — говорил во время визита в Волгоград Роман Троценко. — У «Химпрома» много проблем — сказались и бесхозяйственность, и неэффективное управление. Но мы рады, что «Ростеху» удалось сохранить целостность территории. Дело в том, что на «Химпроме» установлены линейные коммуникации, и разбить их на отдельные производства было бы невозможно.
Сам разорённый и обанкроченный завод достался «Промтеху» за 103 миллиона рублей, в 10 раз дешевле изначально заявленной стоимости. В списке движимого и недвижимого имущества числилось 45 тысяч 482 наименования.
Имущество волгоградского «Химпрома» выставили на торги в августе 2018 года. Примечательно, что это произошло после очередного заявления Романа Троценко приобрести его.
На международном форуме в Санкт-Петербурге он заявил о запуске в Волгограде производства по выпуску метанола. Олигарх говорил, что его мощность составит 1,5 млн тонн в год. А само предприятие будет строиться около трёх с половиной лет.
— Это станет первым этапом развития площадки волгоградского предприятия и создания на его базе химического кластера, — отмечал Роман Троценко. — Он сформируется на Волге в течение восьми лет.
Стоимость химпроизводства оценивается в 1,2 миллиарда долларов. Уже заключён договор с японской корпорацией «Марубени Корпорейшн». К 2022 году олигарх пообещал построить самое крупное предприятие в России по производству метанола.
— Метанол станет только первой частью, ступенью, мы продолжим производственную цепочку до полиолефинов и пластиков, — делился Роман Троценко с журналистом ТАСС.
Часть продукции будет уходить в Японию.
Осенью прошлого года одна крупная компания решилась на покупку «Химпрома», но в последний момент по неизвестным причинам отказалась.
В начале 2015 года руководство «Химпрома» попыталось сохранить хотя бы треть производственных мощностей. Но спасти завод от гибели не получилось. На предприятии прошли массовые увольнения сотрудников. Сокращённые с «Химпрома» волгоградцы были лишены обязательных по закону о банкротстве предприятий выплат и жаловались на произвол руководства Владимиру Путину.
В 2016 году «Химпром» в агонии пробовал найти инвесторов под производство карбида. В прошлом году заводу уже обещали запуск сразу двух производств. Эти планы, как и многие другие, так и остались на бумаге и в заявлениях в СМИ из-за отсутствия желающих вкладывать свои деньги, чтобы дать «Химпрому» новую жизнь.