В северной части бывшего Тракторного завода работает спецтехника, расчищающая завалы разрушенного производства. Площадь 158 гектар находится в руинах. Рабочие срезают оставшийся металлолом и рушат оставшиеся цеха — немых свидетелей великой стройки коммунизма.
В 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью. В схеме застройки Сталинграда за 1925 год завода на картах не существовало.
19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) Феликс Дзержинский предложил построить в Советском Союзе специализированный тракторный завод. В течение года обсуждался почти десяток городов, которым молодая Советская республика могла бы доверить размещение первого в стране тракторного завода. Экономисты выделили Сталинград, Таганрог и Сталино.
Специальная комиссия прислушалась к совету Феликса Дзержинского, что производство целесообразнее строить «ближе к сырью» с дешёвыми путями сообщения, водными путями, дешёвой энергией и пригодными климатическими условиями.
12 июля 1926 года в шесть часов вечера в 12 километрах от центра Сталинграда на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода.
20 июля 1926 года в Москве умер Феликс Дзержинский. Сталинградские директора заводов и предприятий в тот же день попросили ВСНХ СССР назвать будущий завод в его честь. В чём им отказать не посмели.
Проектированием завода занималась американская фирма под руководством «короля Детройта» Альберта Кан. Он застроил американский город и участвовал в возведении крупных производств по всему СССР. В Нью-Йорке он спроектировал офис-здание компании Ford.
Сроки открытия Сталинградского тракторного завода переносились несколько раз. Оно состоялось 17 июня 1930 года. 26 июня организован посёлок Тракторного завода Сталинграда.
Завод вышел на полную производственную мощность уже в 1932 году. За рабочую смену с его конвейера сходило 144 трактора.
В годы расцвета стахановского движения, побил рекорды производительности и Сталинградский тракторный завод.
11 января 1936 года с конвейера сошло 210 тракторов за 6 часов 50 минут или по одному трактору за две минуты.
Сталинградский тракторный к 40-м годам обеспечивал сельхозтехникой более половины страны.
Ещё до войны СТЗ начал переквалифицироваться на производство танков. Осенью 1941 года здесь производились двигатели и знаменитые советские танки Т-34–75.
С началом Великой Отечественной войны СТЗ перешёл, как и вся страна, на военные рельсы. В его цехах ремонтировали собирали лёгкий танк Т-26, тягачи, проводили ремонт военной техники. Нарушение привычных производственных связей из-за оккупации большей части центра страны привело к тому, что рабочие заводы собирали все детали самостоятельно, без поставок с других производств.
Завод работал и во время Сталинградской битвы, вплоть до начала штурма города 13 сентября.
В 1961 году при Хрущёве Тракторный завод «потерял» имя Железного Феликса и стал называться с переименованием Сталинграда в Волгоград — Волгоградским тракторным заводом.
Пережить времена перестройки заводу не удалось. В 1992 году он был приватизирован.
В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» было разделено на четыре отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод».
В отдельное предприятие выделилось производство боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», не вошедшая в состав холдинга.
В мае 2010 года на площади Дзержинского возле танка Т-34 установили ранее потерянную мемориальную плиту, одну из первых мемориалов памяти защитников Сталинграда.
В 2014 году губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров неоднократно заявлял о помощи Волгоградскому тракторному заводу в развитии выпуска гражданской продукции и её продвижению на российском рынке.
В 2014 году Андрей Бочаров говорил, что Волгоградский тракторный готов брать на себя дополнительные обязательства и выполнять самые сложные задачи в рамках гособоронзаказа.
В июне 2015 года опытный образец модернизированной 125-миллиметровой самоходной противотанковой пушки 2С25 «Спрут-СД», разработанный и собранный в цехах Волгоградской машиностроительной компании ВгТЗ представили на международном военно-техническом форуме «Армия-2015».
Компания работает на нужды Министерства обороны до сих пор и занимает по сравнению с разрушенной частью завода совсем маленькую территорию на юге.
В том же июне 2015 года появилась информация, что территорию ВгТЗ планируется отдать под жилищную застройку.
Позже в пресс-службе концерна «Тракторные заводы» уточнили, что под застройку могут быть переданы только неиспользуемые производственные площади предприятия, а именно его северная часть. Само производство планировали перенести на южную площадку.
Группа компаний «Волгоградский тракторный завод» в новых экономических реалиях не выжила. Тракторный завод создавали на массовое производство сельскохозяйственной техники. В таких количествах в современной России она никому не требовалась. Завод выпускал несколько сотен тракторов в год, но такие объёмы были убыточны.
В 2016 году областная администрация сообщала, что Андрей Бочаров обсуждал перспективы размещения на ВгТЗ не только гособоронзаказа, но и продукции мирного назначения с руководством концерна «Тракторные заводы».
В ноябре 2016 года на южной площадке тракторного завода, напротив остановки трамвая «Хлебозавод № 4», в рамках гособоронзаказа производилось два изделия — «Ракушка» и «Спрут». К 2017 году там собирали только стендовую модель БМД-4М.
В феврале 2017-го в комитете по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда сообщали, что планируется застроить санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, участки с закрытыми мелкими производствами, территории заброшенных складов. Было в планах снести аварийные и ненужные здания. Конкретные места для возведения общественно-деловых зданий, современных жилых домов и социальных зданий не уточнялись.
После этого председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерия Котельников заявил, что на территории северной площадки Волгоградского тракторного завода может находиться по меньшей мере шесть памятников культурного значения. Общественный деятель ссылался на список объектов культурного наследия Волгоградской области, утверждённый областной думой в 1997 году с изменениями 2005 и 2007 годов.
В марте 2017 года губернатор Андрей Бочаров признал, что тракторного завода в Волгограде больше нет. На правительственном уровне приняли решение об объединении Волгоградской машиностроительной компании ВгТЗ с «Курганмашзаводом» c «Уралвагонзаводом». Объединённое предприятие намеревались включить в состав госкорпорации «Ростех». При этом ВгТЗ и «Курганмашзавод» должны были стать структурными подразделениями «Уралвагонзавода». Волгоградские станки срезали и перевезли в Курган и Челябинск.
В апреле 2017 года шесть человек из 14 пришедших на публичные слушания одобрили перевод территории Волгоградского тракторного и кислородного заводов в Тракторозаводском районе Волгограда с зоны промышленного развития в зону комплексного развития и застройки.
Участниками слушаний из числа бывших инженерно-технических работников тракторного был поднят вопрос о том, как быть с землей, на много метров пропитанной вредными отходами производства. На что был дан ответ: главное — поменять зонирование территории, а потом «будем думать вместе с собственниками и проектировщиками».
В итоге из 14 участников слушаний шестеро проголосовали за, четверо — против, трое воздержались, а один не голосовал.
В сентябре 2017 вице-премьер России Дмитрий Рогозин во время визита в Волгоград обсудил кооперацию тракторного завода с другими промышленными предприятиями для выпуска боевых десантных машин.
Спустя месяц жители домов 225 и 227 по проспекту Ленина пожаловались на расположенный в их дворе пункт сдачи металлолома. Они уверяли, что главной его целью являлась утилизация остатков тракторного завода. Певица с Тракторного Лола Горбачева даже написала гимн-реквием заводу.
В декабре прошлого года волгоградские сталкеры побывали в цехе № 75 тракторного завода, расположенном в некотором отдалении от полностью заброшенной северной производственной площадки предприятия, на берегу Волги, и нашли его в запустении.
19 июня 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области взыскал по двум искам администрации Волгограда больше 27 миллионов рублей долга за аренду земли с территории промышленного развития «Волгоградский тракторный завод».
— Оба спора касались полученного заводом на 49 лет земельного участка площадью 968 866 квадратных метров на площади имени Дзержинского, 1, за который ОАО «ТПР «ВгТЗ» длительное время не оплачивало аренду, — сообщали V1.ru в пресс-службе арбитража.
В начале июля появилось объявление о продаже здания Волгоградского тракторного завода вместе с землёй общей площадью 5 539 квадратных метров под офисы, жилой комплекс, парковку, спорткомплекс.
Месяц назад концерн «Тракторные заводы», в состав которого входит Волгоградский тракторный завод, обязали выплатить Внешэкономбанку около 30 миллиардов рублей долга.
На следующий день, 20 сентября, Арбитражный суд Волгоградской области прекратил дело о банкротстве ОАО «Территория промышленного развития «ВГТЗ»» и отклонил требование госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» ввести процедуру наблюдения.
Ранее арбитраж четырежды отклонял аналогичные заявления от налоговой инспекции региона, администрации Волгограда и двух ООО.
Все передряги последних двух десятков лет, приведших к большому строительному пустырю на огромной территории некогда промышленного гиганта страны, Волгоградский тракторный завод не пережил.
88 лет истории сейчас может прочувствовать своими ногами любой желающий. Волгоградский художник Митя Зимин, ностальгируя, увековечил Тракторный завод в серии почтовых марок.
Алексей Серебряков