Зверское убийство пятилетней девочки в Калаче-на-Дону Волгоградской области произошло полтора года назад. Ее тело было найдено в гараже у Павла Лукьяненко — местного жителя, несколько дней не выходившего из запоя. Суд приговорил мужчину к двадцати годам колонии. Но его жена и близкие до сих пор уверены в его невиновности и дошли до Верховного суда России.
Напомним, девочка пропала из двора своего дома в Калаче-на-Дону 15 сентября 2017 года. Она гуляла со старшим братом, и мальчик буквально на несколько минут отвлекся. Встревоженные родители — такого никогда не случилось — незамедлительно обратились за помощью. Искали всем миром. Неделю неравнодушные люди и полиция прочесывали окрестности, заглянув буквально в каждую щель.
Оказалось, что малышка скончалась в первые часы после исчезновения. 22 сентября ее нашли мертвой в пристройке к гаражу местного жителя Павла Лукьяненко. Волонтеры были удивлены: участок, на котором стоит бокс, обследовали несколько раз, но не заметили ничего подозрительного.
Павел Лукьяненко практически сразу сознался, заявив, что надругался над ребенком, а впоследствии задушил. Однако, еще до передачи дела в прокуратуру от показаний отказался, но был осужден к 20 годам лишения свободы. Кроме того, его обязали компенсировать моральный вред в размере миллиона рублей.
— Мы не верим, что это сделал он, — рассказала корреспонденту V1.RU супруга осужденного Павла Лукьяненко. — Не верю, и не только потому, что мы всю жизнь вместе. Признание из него выбили — об этом муж рассказал мне на первом же свидании в следственном изоляторе.
Ольга — предприниматель, о которой в Калаче не отзывались плохо. Но 22 октября, когда в пристройке к гаражу нашли тело пропавшей неделей ранее девочки, а ее мужа обвинили в убийстве и изнасиловании, она впервые поняла, что значит быть предметом ненависти.
— Когда Павла забрали в СИЗО и сразу объявили виновным, когда опубликовали видеозапись его допроса, где он показывает, как якобы убивал несчастную девочку, мне стало очень страшно. Боялась я чужих — снимок моих окон появился в СМИ, и я прочитала комментарии к ним. Люди писали, что нужно расправиться с нами, с семьей Паши, — вспоминает Ольга. — Но именно тогда я точно поняла, что муж не виноват: на записи допроса я видела, что он сильно избит, ведет себя неестественно и будто говорит заученный текст. Точнее, прочитанный — на видео он постоянно обращается глазами в какую-то точку и слишком складно рассказывает…
На первой же встрече в СИЗО Ольга задала мужу вопрос — действительно ли он изнасиловал и убил соседскую девочку.
— Он расплакался: думал, я его брошу из-за всего этого позора. По его словам, его сильно били: весь в кровоподтеках, нога волочится. Он боялся, что забьют насмерть, ничего не соображал от боли. Да и пил перед задержанием 10 дней, а человека в запое и лупить-то сильно не нужно, — со слезами на глазах воспоминает женщина. — Поняв, что он не один, его защитят, Паша отказался от показаний и объяснил, почему их дал. Назвал все это «постановкой». Но суд это уже не интересовало.
Суд встал на сторону следствия. В апелляции тоже проиграли. Теперь новый представитель семьи Вадим Саркисов рассчитывает, что их смогут услышать хотя бы в Верховном суде.
— Мне предстоит доказать, что признательные показания, от которых Лукьяненко впоследствии отказался, были даны под давлением, — объяснил он. — Согласно имеющейся документации, в отдел полиции он прибыл без телесных повреждений, а уже в СИЗО зафиксированы травмы.
Заявление о том, что признание «выбили», поступало в Следственный комитет на этапе расследования.
— Была проведена проверка, в ходе которой слова Лукьяненко о якобы имевшем место быть избиении не получили своего подтверждения, — прокомментировала V1.RU старший помощник руководителя СУ СКР по Волгоградской области Наталия Рудник.
Пока Павел борется за здоровье, супруга хочет донести до всех версию семьи и друзей Лукьяненко.
— Меня тоже задерживали, — рассказал родственник осужденного Александр Шишин. — 22 сентября меня остановили на посту полицейские. Сотрудник сел за руль, и мы поехали в Калач. Когда я вышел из машины, тут же скрутили и повели на допрос, как преступника. Первым вопросом было: «Как вы с Лукьяненко убивали девочку?». Я был в шоке. Потом меня, проверив телефон, отпустили.
По словам близких и жены, в день убийства Павел действительно выпивал в гараже с постоянно злоупотреблявшим товарищем. Тот, кстати, обвинений в соучастии в убийстве избежал.
— Есть распечатки наших разговоров, есть показания свидетелей. По версии следствия, убили девочку с 19:00 до 22:00. Но около 19:20 он забегал к местному, Трофимовичу, выпить. Около 20 часов — ходил в магазин за сигаретами, как раз когда мы говорили по телефону, — рассказывает Александр. — А спустя еще сорок минут я забрал его из гаража, отвел поесть — супруга у него ругается, когда он уходит в запой, и обедать-ужинать он ходит к родственникам. Вот и когда бы он успел? Тем более, вести девочку пришлось бы мимо магазина, а там камеры. Именно в этот день не работали, что ли?.
Кроме того, близких Павла смущают обстоятельства обнаружения тела малышки.
— Ее нашли спустя неделю со смерти, стояла жара. Гараж осматривали дважды с собаками. Неужели они бы не учуяли, — удивилась подруга Павла, Наталья Кондратьева. — А еще — вечером 21 сентября был создан «красный квадрат тишины», все полицейские и волонтеры ушли с территории. А утром в гараже Павла находят девочку! Ну не странно ли? Мне кажется, тело просто подбросил тот, кто убил. Наш товарищ же пил беспробудно, он ничего и не заметил бы.
Предположений, кто виноват в гибели несчастного ребенка, близкие не строят. По Калачу-на-Дону, конечно, ходят слухи.
— Большинство думает, что девочку сбил кто-то на машине, а потом подбросил ее тельце в гараж к Павлу. Местные или нет — не знаем, — уточнила V1.RU племянница Тамара Шишина. — С одной стороны, могли подумать, что он ведет маргинальный образ жизни, и никому не будет до него дела. Да, он на самом деле уходит в запои, но большую часть жизни работает и ведет себя совершенно как обычный человек. Период запоев проводит в гараже, жене на глаза не показывается. Пьяным его, конечно, все видели, но никто и никогда не боялся его общения с детьми — они его любят, к животным он хорошо относится… Безобидный, в общем.
На Павла, кстати, указал его знакомый пенсионер Вячеслав Мещеряков. Позднее мужчина получил из рук губернатора миллион за помощь в задержании.
— Он говорил, что Павел пропал в один день с девочкой. Но это полный бред! По всем свидетельским показаниям, он начал пить раньше и никуда не пропадал, — возмущается Ольга Лукьяненко. — Впрочем, не могу его судить — ну заработал человек миллион, машину поменял… Хотя, конечно, доверять словам: «Я подумал, что он, может быть, имеет отношение к исчезновению малышки» мне как-то странно.
Сейчас окончательную точку в деле должен поставить Верховный суд России.
— Материалы нами направлены, выводы суд пока не сделал, — говорит адвокат. — Если он встанет на нашу сторону, мы сможем рассчитывать на отмену приговора. И тогда возникнет логичный вопрос — а кто на самом деле убил девочку?