На этой неделе в Волгограде задержали и арестовали помощника прокурора Тракторозаводского района Евгения Снегирева. За что госслужащий попросил у общественной организации полмиллиона рублей, продукты и деньги на новые туфли для своей супруги? Об этом корреспондентам V1.RU рассказал руководитель фонда Роман Вахтин.
— В октябре 2019 года прежнему руководителю организации Игорю Башкатову вынесли приговор за уклонение от уплаты налогов на сумму больше 28 миллионов рублей. Выяснилось, что на базе по улице академика Зелинского, 12А в Тракторозаводском районе он разместил парковку для грузовых машин, открыл автосервис. На этом деле он зарабатывал около полумиллиона в месяц, — рассказал руководитель «Луча надежды» Роман Вахтин. — По решению суда он получил три года и семь месяцев колонии общего режима.
Через месяц после вынесения приговора волгоградец провел общее собрание для инвалидов и по итогам голосования стал новым президентом «Луча надежды».
— В декабре я заступил на должность и начал ревизию на базе в Тракторозаводском районе, — вспоминает мужчина. — Выяснилось, что по договору купли-продажи помещение, которое являлось собственностью «Луча надежды», задним числом передали маме Игоря Башкатова. Дальше стало еще интереснее. На этом участке стоит вышка сотового оператора — деньги за нее также получает семья осужденного общественника. Я написал заявления в полицию и в ОБЭП Тракторозаводского района, но получил отказные материалы.
В районной прокуратуре Роману Вахтину рассказали о перспективах и предложили самый эффективный вариант сотрудничества.
— Мне сказали: «Даже если выявится факт мошенничества, то опять все будет на Башкатове. Зачем вам это надо? Не надо абсолютно. Мы однозначно не будем этим заниматься», — повторяет Роман. — Сотрудник предложил мне переговорить с Евгением Снегиревым и найти варианты сотрудничества: «Спросите, как мы жили раньше. Надо дружить, а не жалобы писать». В личной беседе Снегирев подтвердил, что раньше они контактировали с Башкатовым. У меня при себе не было даже диктофона, поэтому о конкретных суммах мы с ним не говорили. Сошлись на том, что встретимся еще раз.
«Уже три месяца работаете, надо бы занести»
После недвусмысленного предложения работника прокуратуры волгоградец приехал в УФСБ России по Волгоградской области и передал суть беседы. На следующую встречу с Евгением Снегиревым руководитель «Луча надежды» поехал уже с прослушивающими устройствами.
— Что взять с общественной организации? На ней нет никаких построек, земля муниципальная. Денег из бюджета мы не получаем. Я являюсь директором строительной фирмы в Крыму, которая сейчас заканчивает ремонт теплоэнергостанции. Дальше будем брать такие же заказы, — уточняет Роман Вахтин. — Деньги я достаю из личного кармана. Это я объяснял Евгению Снегиреву, когда он сказал, что цена вопроса — полмиллиона рублей. Он спросил: «Хотя бы 400 тысяч сможешь отдать? Вы на этом месте находитесь уже три месяца, надо бы хоть что-то занести». Смогу! Этот диалог был записан.
По просьбе сотрудников УФСБ Роман Вахтин выдержал тактическую паузу и несколько дней подряд не выходил на связь с госслужащими.
— Раньше в организацию входили и глухонемые волгоградцы. После ухода Игоря Башкатова я познакомился с ними, предложил участие в выборах и предупредил, что в противном случае мы будем расторгать договор об аренде, — объяснил мужчина. — Они согласились, а потом неожиданно поменяли свои планы и написали заявление в прокуратуру с просьбой провести проверку в отношении меня. Якобы я стал руководителем «Луча надежды» незаконно. Этот материал поступил в прокуратуру как раз в тот момент, когда меня ждали с обговоренной суммой денег.
Роман Вахтин убежден, что выписки из налоговой инспекции и Минюста подтверждают, что глухонемые горожане не являются членами общества «Луч надежды», а значит, не должны участвовать в общем голосовании.
— Я спросил, на каком основании будет проводиться проверка? Коллега Евгения Снегирева ухмыльнулся и сказал, что проверка пройдет в любом случае. «Вы же наши условия не соблюдаете, а мы ваши не будем соблюдать». То есть о взятке мне сказали не прямым текстом, а тонким намеком, — добавляет Роман Вахтин. — Евгений Снегирев вышел из кабинета со словами: «Зачем ты злишь людей?».
«Он говорил, что скоро получит звание капитана»
За время недолгой «дружбы» с руководителем «Луча надежды» Евгений Снегирев не раз обращался к нему со странными просьбами. Роман Вахтин утверждает, что помощник прокурора просил купить ему новый роутер, привезти свежие огурцы и помидоры и захватить шаурму на обед.
— Он звонил мне и спрашивал: «Роман, есть пять тысяч рублей? Надо». Я уточнил у сотрудников, можно ли делать перевод? Дали добро. Накануне 8 марта он снова набрал мой номер: «Мне нужно жене купить туфли, скинь десять тысяч». Потом позвал меня и сказал: «Возьми по дороге огурцы, помидоры, порезанный черный хлеб». Как-то раз он пригласил в прокуратуру и попросил купить ему на обед шаурму. Когда подъехал, он дал мне квитанцию на оплату и начал говорить, что у него сломался роутер. «Можешь мне купить?». В общем за это время он клочками забрал у нас около ста тысяч рублей.
Во вторник, десятого марта, Роман Вахтин встретился с помощником прокурора у здания областного суда и после короткого разговора подвез его на улицу Историческую.
— По пути он говорил, что эта неделя у него будет загруженной, потому что скоро он получит звание капитана, — вспоминает руководитель «Луча надежды». — Под запись я задал ему два вопроса: «Ты точно с коллегой все решишь?». Заверил, что да. После этого он забрал деньги, положил их во внутренний карман, вышел из машины и неожиданно для себя встретился с сотрудниками Следственного управления и УФСБ России по Волгоградской области. Оказалось, что документы по нашему вопросу он хранил не в кабинете, а в своей сумке.
О карьере Евгения Снегирева известно немногое. В 2013 году волгоградец работал помощником судьи Центрального района, пытаясь получить повышение. Юрист сдал экзамен на должность судьи, но так и не перешел на работу в новой должности. Вскоре он сменил место работы, устроившись в прокуратуру Тракторозаводского района.