Рассказываем криминальную историю, которая произошла в Волгограде 40 лет назад. В 1981 году исчез местный житель. Потом кто-то совершил нападение на его жену. И новое ЧП: неизвестный поджег жилой дом и удерживал в заложниках пенсионеров. А перед тем, как скрыться, застрелил партийного секретаря. Произошедшее настолько всколыхнуло тогда город, что история не осталась рядовой и забытой, попав в легендарную передачу «Следствие вели» с Леонидом Каневским.
Исчезновение супругов
Вера Ивановна спешила на день рождения дочери, неся в руках торт. Хотела нажать кнопку звонка, как вдруг заметила, что дверь не закрыта. Женщина вошла внутрь, но ни дочери, ни зятя нигде не было. Везде раскиданы вещи, раскрыты дверцы шкафов, а на кухне мать увидела блузку. И на ней багровые пятна крови.
В квартире проживали супруги Адамовичи Ольга и Сергей. Соседка семьи вспоминает тот день, словно это было вчера:
— Куда они исчезли, неизвестно, на работу ли, или куда? Никто ничего не знает. Но дело в том, что они домой не явились — пропали, — рассказывает Галина Иванова.
Мать Ольги вызвала полицию. Один из сыщиков заметил на полу металлический предмет: пулю Майера. Пуля, найденная на месте преступления, была необычной. Размеры меньше стандартных.
Пуля Майера — в просторечье турбинка, названа так по имени инженера Майера. По форме напоминает цилиндр, имеет острые ребра и обладает большой разрушительной силой. В СССР одна из самых распространенных пуль для охотничьего ружья. Подобные пули могут легко завалить не только кабана, но и медведя.
Сыщики изучили ближний круг пропавшей пары, но среди знакомых охотников не оказалось. По второй зацепке — окровавленная блузка — запросили экспертизу. Кровь на материи совпала по группе с кровью пропавшей Ольги Адамович.
Подозреваемый
Мать пропавшей женщины рассказала, что недавно зять взял в долг крупную сумму. Собирался купить новый Москвич-2140. Для начала 80-х — дорогая покупка, стоил примерно 8000 рублей. Сейчас это около 2 млн рублей. Но тогда его надо было еще и достать — автомобили были крайне дефицитным товаром, которые доставались не всем и не каждому даже за деньги.
Вернуть долг Сергей не смог, поэтому сыщики не исключали — кредитор мог быть причастен к похищению супругов. Личность кредитора немедленно установили. Им был Семен Титов, у него была жена, с которой он воспитывал дочь. Дома оперативная группа не застала подозреваемого, поэтому сыщики решили проверить дачу водителя системы торговли.
Как только оперативники окружили дачу Семёна Титова, они заметили в окне женскую фигуру. Сыщики предположили, что это похищенная Ольга. Они ворвались в дом, но девушка оказалась любовницей Семёна Титова.
Кредитор клялся, что Ольгу и Сергея давно не видел. Алиби Семёна Титова проверили. В день, когда пропали супруги, он был на работе.
Покушение на убийство
В тот вечер Ирина Самсонова торопилась по делам, чтобы сократить путь, решила пройти через парк, как вдруг услышала чьи-то стоны. Подошла поближе и увидела лежащую женщину. Та была вся в крови. Ирина потрясла ее за плечо. Дышит. Ирина немедленно вызвала скорую. Медики приехали через 15 минут. Несчастная была без сознания, на теле сплошные раны, из головы текла кровь. Пострадавшую немедленно доставили в больницу.
Личность девушки установили по документам, найденным в кармане. Ей оказалась 22-летняя Ольга Адамович.
Сыщики решили, что её муж Сергей может быть поблизости, опросили местных дворников и жителей ближайших домов.
— Все долго его искали, но не могли найти. Решили, что его убили, — вспоминает соседка семьи Адамовичей Галина Иванова.
Сергея Адамовича объявили во всесоюзный розыск. Сыщики понимали, что Ольга единственный свидетель. Возможно, она знает ответы на главные вопросы: «Кто и зачем пытался лишить ее жизни? Что произошло с ее мужем?» Но допросить пострадавшую было невозможно. Ольга была без сознания.
Сыщики выдвинули версию: Сергей Адамович убит.
Преступления на хуторе
В этот момент за 200 километров от Волгограда в хуторе Новоаксайском выстрелом в упор тяжело ранен местный парторг, а дом двоих пожилых людей подожжен. Пожарные прибыли вовремя, но тушить было уже нечего. Огонь полностью уничтожил жилой дом.
События 1981 года капитан Октябрьского РОВД Волгоградской области Ширвани Мухтаров помнит хорошо.
— Ажиотаж был сильнейший в районе и в области. Потому что такие преступления редко бывают, — рассказывает Ширвани Мухтаров. — Создали оперативную группу на выезд. У Вячеслава автомат, у нас пистолеты. По пути встретили скорую. В ней везли раненого парторга Ивана Присячего. Состояние было крайне тяжелое. Каждая минута, каждая секунда были дороги для его жизни, поэтому сказали: «Езжайте быстрее».
Сыщики поспешили в хутор, чтобы помочь двоим пенсионером и обезвредить неизвестного преступника.
День трагедии
В то утро парторг Иван Присечев приехал в хутор. Неожиданно ему сообщили: «Кто-то пытается поджечь жилой дом». Парторг бросается на помощь и выясняет, что неизвестный поджег дом с двумя пенсионерами внутри.
— Он уже поджег дом внутри. И стал банки с крыши кидать, чтобы никто не подходил тушить его, — рассказывает жена Ивана Присечева Вера. — Муж решил вступить в переговоры. Он подошел, говорит: «Что делаешь? Успокойся». А он говорит: «Уйди. Убью». Я помню Иван Иванович повернулся уходить, а он выстрелил.
Прилегающую территорию немедленно заблокировали, милиционеры прочесали безрезультатно хутор. Вскоре поняли, что преступник, вероятно, просочился через оцепление.
Капитан Мухтаров приехал в больницу, надеясь поговорить с раненым секретарем, но врачи отказали из-за критического состояния пациента. После операции только жене разрешили находиться рядом с мужем.
— У него в ночь поднялась температура до 41. Я позвала врачей, — вспоминает жена Присечева. — Давление 60/30, делают укол, уже не идет лекарство, кровь остывает. Доктор спрашивает: «Иван Иванович, вы меня слышите?». Он отвечает: «Слышу, слышу. Наверное, я не выкарабкаюсь». Сестра у меня медик, она сказала: «Если бы сейчас, его бы спасли. А тогда таких не было антибиотиков».
О смерти парторга немедленно сообщили в горком. Расследование взяли под особый контроль. Сверху поступила директива найти и обезвредить преступника. Председатель Октябрьского районного суда в 1981 году Леонид Ковригин вспоминает, что на сыщиков постоянно давили и требовали результат. Но они и так работали на износ. Найти убийцу — дело чести.
— Были брошены на раскрытие этого преступления силы областной прокуратуры и областного УВД, — рассказывает Леонид Ковригин.
Улика
В этот момент в распоряжение следствия попала важная улика — охотничья пуля. Преступник выпустил в партийного руководителя три заряда. Они буквально разорвали жизненно важные органы. Эксперты внимательно изучили находки. Дробь оказалась старая и окисленная. А вот пуля выглядела необычной. Нестандартная, явно изготовленная кустарным способом, отлита, скорее всего, в домашних условиях.
Сыщики решили проверить, не засветились ли подобные пули в других преступлениях. А пока допросили пенсионеров, которых преступник удерживал в качестве заложников.
Пожилые супруги рассказали, что в то утро вернулись из магазина и наткнулись в доме на какого-то мужчину в темных очках. Неизвестный шарил по шкафам. Внезапно мужчина наставил на них ружье и приказал молчать.
Грабитель заставил стариков показать, где они прячут сбережения. Пенсионер достал банку, набитую купюрами. В какой-то момент старики смогли разглядеть лицо. Это был шок. Отец и мать узнали в грабителе собственного сына — ранее судимого 24-летнего Сергея Адамовича.
Тем временем выяснилось, что обнаруженные на месте расстрела парторга пули идентичны пуле, найденной в квартире Сергея Адамовича. Того самого, что пропал без вести и чья жена, зверски избитая, находилась в коме в реанимации.
Тем временем в милицию обратился местный житель и сообщил: «Я приехал домой за документами, на служебной машине, оставил УАЗик у дома. Когда вернулся, обнаружил, что автомобиль подожгли».
Мужчина бросился тушить пожар, к счастью, ему удалось справиться с огнем.
Эксперты исследовали отпечатки пальцев, найденные в автомобиле, и пришли к выводу, что они принадлежали Сергею Адамовичу.
— Он подбежал к машине, думал, что ключи в машине. А говорит: «Ключей нет», — вспоминает признание Сергея жена парторга. — Так, он слил бензин, облил ее и поджег.
Опасная бритва
В то утро фронтовик Захаров достал опасную бритву, помазок, и вдруг кто-то приставил к нему обрез. От неожиданности фронтовик щелкнул лезвием по щеке. Из раны выступила кровь. Неизвестный скомандовал: «Быстро неси еду и деньги. Я ждать не люблю». Логика подсказывала: «Нужно подчиниться преступнику». Но взыграла фронтовая гордость. Захаров сражался на Курской дуге, брал Берлин, а тут какой-то подонок смеет ему — гвардии сержанту и кавалеру ордена Славы — угрожать?
Фронтовик резко ушел в сторону и попытался отбиться, но Адамович перехватил его руку и нанес удар бритвой. Ветеран залился кровью. А тем временем подонок быстро покидал в сумку продукты, деньги, теплые вещи и скрылся.
Ветерану войны повезло. Бритва едва не задела крупную артерию. Раненый мужчина пополз к выходу, к телефону-автомату, чтобы вызвать скорую и милицию. Захаров описал нападавшего. Приметы полностью совпали с ориентировками на Сергея Адамовича. Это означало, что убийца рядом.
Задержание
Решили усилить патрулирование района, перекрыли все дороги, проверяли автотранспорт, железнодорожные станции взяли под особое наблюдение. Не исключалась, что Сергей Адамович может попытаться покинуть Октябрьский район степными тропами.
Капитан Ширвани Мухтаров буквально жил на работе.
— Секретарь парткома это, само собой, должность весомая и значимая. Резонанс вышел за пределы района и области, потому что времена были стабильные, — вспоминает Ширвани Мухтаров.
Тем временем жена Адамовича Ольга, которую нашли едва живой, пришла в себя и смогла дать важные показания:
— Он напал на меня в день моего рождения, так как я объявила, что ухожу, — из показаний потерпевшей.
Знакомство
Ольга и Сергей познакомились через общих друзей. Молодой человек сразу понравился девушке: красиво ухаживал, а однажды даже спел залихватскую песню под балконом на глазах у соседей.
— Это что-то было невероятное. Любовь, как говорят, любовь, — рассказывает соседка Галина Иванова.
Ольга не догадывалась. Она связалась с бывшим уголовником. За его плечами две ходки в колонию. Первая еще по малолетке.
— Может быть, кто из близких и своих знал. А так никто никогда ничего не говорил, — рассказывает Вера Присячева про убийцу.
Гнилая сущность Адамовича обнаружилась после свадьбы. Он стал ревновать жену. Ольга терпела побои, замазывала синяки и никому не говорила о муже-тиране, даже собственной матери. Та и так недолюбливала Сергея.
— Сначала как все — ангел. А с ангела постепенно становился монстром. Очень ревнивый, — вспоминает соседка. — Никому она не жаловалась. Один раз подружке пожаловалась, сказала она что-то ему против. Он так ее стукнул, что она говорит: «Я аж на вторые сутки только пришла в себя».
Но в свой день рождения Ольга решилась и объявила: «Я ухожу». Ревнивец негодовал: «Что, подыскала другого? Решила меня променять? И почему я не забрал у отца обрез? Сейчас бы всадил тебе пулю в живот, а лучше пониже». Адамович устроил Ольге настоящий ад. Бил, чем придется. От сильных ударов у несчастной потекла кровь и испачкала блузку. Сергей приказал раздеться.
Позже выяснится. Это было частью его коварного плана. Он специально оставил окровавленную блузку на видном месте. Хотел запутать следствие. Пусть сыщики считают, что с главой семьи тоже расправились.
— Была такая версия. С учетом того, что его не было на месте, считали, что и он сам мог пострадать. А потом выяснилось, что это сделал сам Адамович, — рассказывает Балаудин Тазабаев. В 1981 году он работал сотрудником Октябрьского РОВД в Волгоградской области.
Сергей привел Ольгу в парк в укромное место и продолжил истязания. Избил до потери сознания. Когда Ольга затихла, Сергей Адамович решил, что она умерла, и поспешил скрыться. Врачи вытащили девушку с того света.
Развязка
Вскоре поступила срочная информация — Адамовича заметили на окраине хутора Новоаксайский. Сыщики немедленно выехали по указанному адресу. Оперативники заметили фигуру мужчины с обрезом. Заметив милиционеров, убийца устремился к реке и бросился в воду.
Капитан Мухтаров детально помнит задержание преступника. Хотя с тех пор прошло почти 40 лет.
— Едем по-над берегом, а он плывет одной рукой, вторая поднята, — вспоминает задержание Ширвани Мухтаров. — Я выскакиваю, у меня пистолет. Навел прицел на него, чтобы он бросил ружье. А он еще плыл. Он встает на ноги, а ружья у него уже нет. Или рука устала, уронил, не знаю. Я по грудь примерно в воде стоял. Мы встретились, я его за затылок взял и сказал: «Вылазь», — и вывел из воды.
Адамовича отвезли в Волгоград. На допросах арестованный юлил, но потом понял, что все улики против него.
— В парке я избил жену до беспамятства. Думал, умерла! Тогда решил вернуться в квартиру, — из показаний Сергея Адамовича.
Преступник перевернул все вверх дном, чтобы сымитировать ограбление, и нечаянно потерял пулю. Матерый уголовник поехал к родителям в хутор, чтобы забрать у отца обрез. Тем более что патроны он добыл загодя. Забрался в родительский дом и вооружился. Он хотел отомстить. Сначала теще — это она, старая карга, убедила дочь бросить его.
Неожиданно на пороге появились родители. Адамович потребовал отдать гробовые деньги. Все до копейки — иначе смерть. Перепуганный отец показал тайник, в это время мать узнала грабителя. Сергея Адамовича это нисколько не смутило. Завладев купюрами, любящий сынок поджёг дом.
На помощь старикам пришёл секретарь парткома Иван Присечев. Уголовник выпустил в него несколько пуль.
Тем временем преступник продолжил криминальные похождения. Попытался угнать УАЗик, но не смог завести машину. В порыве гнева он облил автомобиль бензином и поджёг.
Убийца долго отсиживался в заброшенном доме и как дикий зверь выходил на охоту. Однажды в поисках денег и продуктов напал на фронтовика Захарова. Ограбил, на прощание полоснул бритвой. Лишь по счастливой случайности мужчина выжил.
Суд
Через полгода состоялся суд. Вдова парторга смотрела в глаза убийце, который лишил ее мужа, а маленьких детей отца. Но не увидела у Сергея Адамовича ни доли раскаяния.
— Он сказал: «Дай Бог только выжить». А я говорю: «Ну конечно, ты же хочешь жить. А вот Иван Иванович не хотел, наверное, жить», — вспоминает вдова парторга. — От ответил, как из песни слова: «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди».
Ольга Адамович на суд не пришла. Она панически боялась мужа, даже за решеткой. Зато престарелые родители, которым сын спалил дом и которых едва не расстрелял, простили его и даже написали ходатайство с просьбой о помиловании.
— Я ничуть не осуждаю. Это родители. А родителям, какой бы ни был сын, его жалко, — рассказывает Вера Присечева.
Ходатайство было отклонено. Другого не могло и быть. Слишком тяжелые статьи: убийство, покушение на убийство, грабежи, поджоги. Сергея Адамовича приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Говорят, ревнивец до последнего был одержим идеей отомстить жене. Даже написал ей письмо, требовал, чтобы Ольга явилась на свидание. Она не пришла. Поставив на их семейной жизни окончательный крест.