Серия нападений на женщин — ночных сторожей детских садов обрушилась на Волгоград. Часть женщин оказалась жестоко изнасилована и ограблена. Одна — убита. Следом нападение было совершено уже средь бела дня и девочка-девятиклассница только чудом смогла избежать надругательства. Историю серийного насильника из Волгограда, полное число жертв которого до сих пор остается неизвестным, рассказал Леонид Каневский в легендарной передаче «Следствие вели».
Первая жертва
Вечером 1988 года сторож детского сада № 320 Ворошиловского района Екатерина Ничаева закрыла двери и со вздохом посмотрела в окно. Где-то там муж укладывал спать их малышку Настеньку. Дочке было всего три года, и семья остро нуждалась в деньгах. Катерине приходилось трудиться в две смены — днем воспитателем, по ночам сторожем детсада. Она поуютнее устроилась в кресле, и вдруг над ней навис темный силуэт. Неизвестный сдавил ей горло железной хваткой. Наступила тьма.
Убитую Екатерину утром нашла женщина-повар. Замки в здании детсада были нетронуты, а окна закрыты. Кошелек у Екатерины был пуст. А около окна милиционеры обнаружили отпечаток обуви примерно 44 размера.
В 1988 году Леонид Чурсанов был старшим следователем прокуратуры Ворошиловского района и выезжал тогда на осмотр места происшествия.
— Мы не знали, каким образом он проник в детский сад, — вспоминает Леонид Чурсанов. — Предполагали, что это бывший работник, например электрик или механик, который знает расположение садика.
Эксперты установили, что перед смертью воспитательницу изнасиловали. Следователи опросили всех сотрудников — от завхоза до нянечки. На карандаш взяли всех мужчин — родителей обучавшихся в садике детей. В самом детском саду трудилось всего четверо мужчин, но у каждого из них было алиби.
Важным свидетелем оказался один из воспитанников детского сада. Однажды Вова Толстоногов игрался со стеклянными шариками. Шарик куда-то укатился. Мальчик отправился искать пропажу и вдруг услышал, как тихо ругались взрослые. Один голос принадлежал воспитательнице Екатерине. А второй — неизвестному мужчине. Вова увидел, что неизвестный схватил Екатерину за волосы, а та причитала, что у нее нет денег, и показывала пустой кошелек. В ответ мужчина дал воспитательнице пощечину. Вова невольно вскрикнул и выдал себя. При виде мальчика неизвестный выпустил Екатерину и ушел.
— Мы обрабатывали тех, кто ранее судим за изнасилования и страдающих психологическими отклонениями прежде всего на сексуальной почве, — перечисляет Виктор Сапов, который в 1988 году он был прокурором-криминалистом следственного управления прокуратуры Волгоградской области.
Результаты вскрытия тела показали, что Екатерина в момент убийства была на пятом месяце беременности. Следствию снова помог Вова. Он вспомнил, как услышал от страшного дяди: «Дома поговорим».
Валерия Ничаева тут же задержали. Мужчина твердил, что произошла чудовищная ошибка. Якобы в ночь убийства он был дома и у него есть алиби. Выяснилось, что Валерия уже давно выгнали за пьянку с работы и, пока жена вкалывала в две смены, он сидел дома с трехлетней Настенькой. Но ее зарплаты на троих едва хватало, а тут еще и новая беременность. Валерий Ничаев злился, хотел выпить, а купить водки было не на что. В тот день он действительно приходил к жене на работу, требовал деньги на спиртное, но затея не удалась. И тогда он ушел к соседу, с которым почти до утра гнал самогон. Алиби подтвердилось. Кроме того, не подходил и размер ноги Валерия — он носил 41-й размер, сильно отличающийся от оставленного в детском саду отпечатка.
Новое ЧП в детском саду
Тем временем в детском саду произошло новое ЧП. Пыталась покончить с собой второй ночной сторож Лариса Кулешова. Ее успели спасти и откачать. Придя в себя, она причитала, что Катя и ее нерожденный ребенок погибли из-за нее. Оказалось, что месяц назад Лариса тоже стала жертвой насилия. Но промолчала.
— Всегда за мою многолетнюю, в том числе и советскую, практику потерпевшие от подобных преступлений пытаются избежать огласки, — объясняет Левон Погосов, котороый в 1988 году был старшим следователем прокуратуры Волгоградской области.
Лариса — мать-одиночка. Она воспитывала двоих маленьких детей. В тот вечер как обычно взяла их с собой на дежурство, обошла здание и уложила малышей спать.
— Она проверила, закрыты ли окна и форточки на первом этаже детского садика, заперла дверь на затвор и легла отдыхать. Через какое-то время она услышала шум на втором этаже, а затем шаги, — рассказывает Виктор Сапов.
Женщина не успела даже вскрикнуть, как шею ей сжали словно металлическим обручем. Лариса не сопротивлялась — боялась разбудить детей. Удовлетворив свою похоть, преступник как ни в чём не бывало потребовал у жертвы 10 рублей. Внезапно заплакал ребенок, Лариса отвлеклась и не сразу поняла, что насильник исчез.
— Потерпевшие обычно в стрессе не запоминают личность преступника и не могут описать его, — объясняет Николай Писаренко, который в 1980-е годы был старшим оперуполномоченным по особо важным делам Управления уголовного розыска по УВД Волгоградской облисполкома. — Так получилось и в этот раз. В темноте Лариса не смогла рассмотреть ни внешность напавшего, ни его возраст, запомнила лишь одну яркую деталь одежды — натянутую до бровей красную шапку «петушок».
Преступник также отличался большой физической силой и воистину стальными пальцами.
— Все отмечали его жесткий, словно железный хват. Понятно, что из этого хвата освободиться будет очень тяжело, — вспоминает Левон Погосов.
«В другой ситуации я была бы не против с тобой встречаться»
Вскоре еще одна женщина — сторож в детском саду стала жертвой нападения ночного насильника. Подкравшийся в темноте мужчина набросился на Зинаиду Королёву. Когда истязание закончилось, Зинаида осознала, что в эту секунду решается ее жизнь. Нападавший раздумывает: «Убить или нет?» Зинаида прикоснулась к руке преступника. Он вздрогнул, но не отпрянул. Женщина осмелела, сняла с него шапку «петушок» и заговорила.
— Главной целью этого диалога было убедить насильника в том, что она не будет обращаться в правоохранительные органы и заявлять на него, — вспоминает Виктор Сапов. — Спросила у него: «Зачем ты занимаешься такими вещами? Ты же сильный, молодой и привлекательный. В другой ситуации я была бы не против с тобой встречаться».
Для убедительности Зинаида даже написала на бумажке выдуманный адрес. Преступник не ожидал такой реакции от жертвы. Адрес не взял, но немедленно ретировался. Только тогда Зинаида дала волю эмоциям и расплакалась. Она выжила, запомнила преступника и указала путь, которым насильник сбежал.
Сторожа отказывались выходить на дежурства
На втором этаже детского сада всё еще не были сняли бумажные ленты, которыми на зиму заклеивали оконные рамы. Только на одной фрамуге болтались обрывки бумаги.
— Рядом с этим окном на стене здания проходила пожарная металлическая лестница. Она была на расстоянии где-то более метра от окна, — рассказывает Виктор Сапов. — Если не дотянуться до пожарной лестницы, то велик шанс сорваться. Выбрать такой способ проникновения в здание мог только рисковый и физически подготовленный человек.
Со слов Зинаиды составили описание преступника: на вид 25 лет, рост средний, телосложение атлетическое, волосы черные, глаза темные и брови густые.
— Красивый молодой человек, смуглый, с вкрадчивым голосом, хорошо сложенный, внешне обаятельный, — описывает преступника Леонид Погосов.
Составили фоторобот, расклеили по всему городу и даже опубликовали в газетах. Такой шаг милиции дал неоднозначный результат. С одной стороны, в Волгограде поднялась волна паники. С другой — чем больше человек увидят фоторобот, тем выше шанс вычислить преступника.
— Распространялись различные слухи, что завелся маньяк. Сотрудники детских садов в черте города отказывались выходить на ночное дежурство, — вспоминает Виктор Сапов.
Лицо на фотороботе в газете показалось знакомым одному из сотрудников вневедомственной охраны. Мужчина незамедлительно доложил о своих подозрениях начальству, сказав, что на фоторобот очень похож один из его коллег. Но руководитель лишь покрутил пальцем у виска. На самом деле начальника пугало осознание, если выяснится, что преступник — один из его подчиненных, то выговором дело не закончится — уволят и его самого.
Следующая жертва — школьница
В это время в дежурную часть поступил тревожный звонок. Насильник напал на ребенка. Девятиклассница Оксана Речкина учила уроки, когда раздался звонок в дверь. На пороге стоял симпатичный парень в красной шапке «петушке». Девочка без колебаний открыла. Незнакомец искал друга по имени Александр Скляров. Школьница ответила, что такого в их доме нет. Тогда молодой человек попросил ее принести стакан воды.
— В Советском Союзе у людей был такой менталитет: воды попить — конечно, кусок хлеба дать — безоговорочно, — поясняет Леонид Погосов.
Оксана пошла на кухню. Парень за ней. Он убедился, что девочка дома одна, он сжал словно клешней ей горло и начал медленно расстегивать на девочке блузку. Защищаясь, школьница изо всех сил ударила преступника стаканом. Оксана вырвалась и начала метаться по квартире. Под руку попалась металлическая подставка для книг. Схватив, она сразу принялась бить ею по батарее. Преступник понял, что от такого шума набегут соседи. Покидая квартиру, парень прихватил самое ценное, на что упал глаз, — хрустальную вазу.
Этажом ниже уже вышла из квартиры возмущенная соседка, с которой также столкнулся нападавший. Чудом уцелевшая школьница и ее соседка описали преступника. Тот был как две капли воды похож на детсадовского насильника. И если тот раньше нападал по ночам, то теперь он вышел на преступления уже и днем.
Узнала маньяка в случайном прохожем
Тем временем первая жертва насильника, Лариса Кулешова, гуляя по улице, вдруг заметила человека в красной шапочке, который был похож на нападавшего: то же телосложение и тот же рост. В руках он нес хрустальную вазу. Женщина решила пойти следом, но дорогу перегородила злая собака. Она набросилась бы, если женщина сделала еще шаг. Лариса остановилась в нерешительности, а человек в красной шапке уже скрылся из вида. О своих приключениях Лариса Кулешова подробно рассказала в милиции: и о хрустальной вазе, и о месте, где потеряла след.
Тем временем оперативники отрабатывали другую зацепку. Вспомнили под каким предлогом непрошенный гость попал в квартиру к школьнице.
— Он начал выяснять информацию якобы о своем однокурснике, который живет где-то в этом доме. Но не знает, в какой квартире, — рассказывает Виктор Сапов.
Преступник разыскивал Александра Склярова. Оперативники нашли мужчину с таким именем и фамилией. Он жил в том районе, где сторож Лариса Кулешова упустила гражданина с хрустальной вазой. Оперативники отправились к дому мужчины. Дверь открыл пенсионер. Милиционеры были разочарованы. Александр Скляров никак не помог следствию, так как, по его словам, никаких знакомых спортсменов не имел.
Небезразличный сотрудник вневедомственной охраны
Увидевший фоторобот и заподозривший неладное сотрудник вневедомственной охраны не дождался реакции от начальства и сам обратился в районный отдел милиции.
— Надо отдать должное этому мужчине. Он не успокоился и посчитал необходимым сообщить о своих подозрениях в дежурную часть Советского РОВД, — говорит Виктор Сапов.
Свидетель утверждал, что опубликованный в газете фоторобот очень похож на его коллегу Олега Шевкунова. Выяснилось, что еще недавно 24-летний Шевкунов вместе с семьей переехал в Волгоград с Дальнего Востока, работал помощником сварщика, а затем устроился в отдел вневедомственной охраны. Кроме того, ранее он был еще и судим за кражу со взломом и приговорен к трем годам лишения свободы условно.
Узнав адрес Олега Шевкунова, следователи поняли, что совсем недавно они были всего в шаге от разгадки тайны насильника. Пенсионер Александр Скляров оказался тестем Олега Шевкунова. На этот раз к нему пришли уже с обыском. Следователи обнаружили в доме ботинок 44-го размера, рисунок на подошве которого полностью совпал со следом, оставленным на месте убийства сторожа детсада. Хрустальная ваза, украденная в квартире школьницы, также была обнаружена в доме пенсионера.
При второй встрече с милицией Александр Скляров отпираться не стал. Отношения с зятем у него были плохие. Пенсионер не мог смириться, что его дочь связала жизнь с бывшим уголовником. Бывало, доходило до драки. Олег Шевкунов, мастер спорта по боксу, в свою очередь, ненавидел тестя. От пенсионера следователи узнали, что подозреваемый должен вернуться со смены с минуты на минуту. Переступив порог, преступник сразу почувствовал неладное. Оперативники были наготове, через секунду маньяк оказался в наручниках, а уже через час давал показания.
На следственом эксперименте Олег Шевкунов без страховки показывал, как именно пробирался в детские сады через окна.
— Одной рукой держался за лестницу, другой схватился за окно, — вспоминает Виктор Сапов.
Сам же Олег Шевкунов настаивал, что все утехи с женщинами были по обоюдному согласию. Женщины якобы оставались в полном восторге от его мужской силы, а деньги давали в благодарность за половой акт. Хрусталь, а также отобранные у жертв купюры Олег Шевкунов приносил жене, говоря, что заработал.
Оказалось, что Шевкунов жил в квартире супруги, да еще и вместе с ее отцом. Мужчины нередко скандалили, и порой Олег уходил из дома куда глаза глядят, чтобы случайно не прибить ненавистного пенсионера. В такие моменты ночевать ему было негде, и однажды мужчина решился забраться в детский сад. Встретив там женщину-сторожа, он и совершил нападение. Вся злость преступника обрушилась на несчастную Ларису, а вслед за этим пришла и похоть. Затем он захотел лишить женщину жизни. Но услышал детский плач и сбежал, так как у него самого подрастала дочка.
После очередного скандала с женой Олег Шевкунов проторенным путем опять залез в детский садик. Но там уже была другая женщина — Екатерина. Та на насилие отреагировала иначе — сыпала проклятьями точь-в-точь, как его жена.
— Потерпевшая начала себя вести эмоционально. Она начала кричать, говорить, что хорошо его запомнила, что она обязательно сообщит в милицию, — вспоминает Виктор Сапов.
Тогда, услышав угрозы, Шевкунов задушил девушку, а затем начал испытывать непреодолимое желание повторить совершенное. Всего в уголовном деле было девять эпизодов, хотя следователи подозревали, что преступлений Олег Шевкунов совершил гораздо больше. Но жертвы предпочитали молчать.
Одно убийство, ряд изнасилований, разбой — этого было достаточно для расстрельного приговора. Но гуманные времена сыграли свою роль. Мужчину приговорили к 15 годам колонии. На свободу насильник и убийца не вышел. За год до конца срока он внезапно умер в колонии. Поговаривают, что ему в этом помогли.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь!