На Волгоград обрушилась серия нападений на девушек, возвращавшихся поздно с работы. Неизвестный нападал на них сзади, душил до потери сознания, а затем насиловал. Одна из жертв оказала сопротивление и была жестоко убита. Общее число только доказанных жертв насильника достигло 16 человек. Историю сексуального маньяка, оказавшегося примерным семьянином и осведомителем КГБ, приносившим снятые с девушек украшения в подарок жене, рассказал Леонид Каневский в легендарной передаче «Следствие вели».
С нее всё началось
Яркое пятно, выделяющееся на серо-грязном снегу, заметил гулявший пенсионер Игорь Кулаков. Подойдя ближе, мужчина увидел под кучей веток краешек одежды и человеческую руку. Так, 24 марта 1983 года неподалеку от общежития в доме № 2 по улице Жирновской в Ангарском поселке Дзержинского района Волгограда была обнаружена первая жертва маньяка.
— Сейчас это оживленная часть города, а раньше здесь было богом забытое место — проселочная дорога практически без освещения, — вспоминает Леонид Ручкин, который в 1983 году был старшим оперуполномоченным по особо важным делам УВД Волгоградского облисполкома.
Эксперты установили, что девушку задушили колготками не менее суток назад. Документов при погибшей не было. Личность удалось установить, когда в милицию обратились сотрудники местного телефонного узла. На работу не вышла 19-летняя Таня Конакова.
Выяснилось, что нападавший не только изнасиловал и задушил девушку, но и украл золотые серьги с бирюзой.
— Содрал их с ушей, даже не расстегивая. Сережки были ценные очень. Они Тане достались от прапрапрабабки, — припоминает Валерий Молчанов, который в 1983 году был следователем по особо важным делам прокуратуры Волгоградской области. В поисках серег оперативники начали проверять все места, где преступник мог сбыть добычу: подпольные скупки, комиссионки и даже барахолки.
Тем временем в общежитии от городской телефонной станции, где жила Таня Конакова, оперативники нашли фотографию молодого человека с надписью: «На память от Саши, 1983 год».
— У нее появился какой-то друг, но она скрывала это, — вспоминает подруга Тани Полина Устюгова.
Парня, некоего Александра Политова, нашли. Примерно месяц он романтично и красиво ухаживал за Таней. Но в момент нападения молодой человек только заступил в ночную смену. Он не мог оказаться рядом с общежитием на другом конце длинного города. Алиби парня подтвердилось.
Жертвы маньяка
Следующую жертву нашли игравшиеся в парке мальчишки. Ребята дурачились между собой, и младший, на что-то обидевшись, побежал в глубину посадок. Внезапно он увидел мужчину, который шел навстречу, словно не обращая никакого внимания на сугробы. Это выглядело пугающе. Мальчик решил вернуться к друзьям и вдруг едва не наступил на лежавшую прямо на снегу сильно избитую девушку. Перепуганный школьник бросился бегом к приятелям, и все вместе они уже отправились искать взрослых, которые могут прийти на помощь.
Через час на месте происшествия была милиция. Но на том самом месте девушку не нашли. На снегу оставались отпечатки обуви, следы волочения, пятна, похожие на кровь, и женская шапка. Милиционеры осмотрели окрестные посадки, но никого не нашли. Тем временем девушка, которой чудом удалось выжить, вышла к дороге. Она торопилась домой, чтобы навсегда забыть пережитый кошмар и никому об этом не рассказывать.
Сообщения о нападении на девушек стали поступать почти ежедневно. Потерпевшие рассказывали одно и то же: «Шли от трамвайной остановки, сзади кто-то набрасывался, душил до потери сознания, насиловал и уходил, прихватив некоторые вещи. Забирал недорогую бижутерию, кошельки и дамские сумочки». На улицы Волгограда вышли усиленные патрули. Возле конечных остановок трамваев выпускали девушек-приманок. Но преступник не реагировал на подсадных уток.
— Мы патрулировали по вечерам, потому что в это время происходили преступления, — вспоминает Леонид Ручкин. — Район знали как свои пять пальцев. Строго был регламент, где мы должны встретиться, перехлестнуться, чтобы на выручку друг другу прийти, если что. До трех-четырех утра патрулировали, приходили, немного отсыпались — и опять на работу.
Нападения на девушек продолжались. За три недели только зарегистрированных было уже 11 случаев. Описание преступника следователям получить не удавалось. Мужчина всегда набрасывался сзади.
Фонарик-жучок как защита
Поначалу преступления происходили в Ангарском поселке, но затем насильник начал уже действовать по всему Дзержинскому району. Девушки боялись выходить на работу ночью, и их специально развозили на автобусах. А вот Ира Комарова на такой развоз опоздала.
Девушка возвращалась домой одна, подсвечивая путь карманным фонариком-жучком. Его жужжание заглушило шаги подкравшегося сзади маньяка. Мужчина кинулся на девушку с кирпичом в руке, но промахнулся. Завязалась борьба. Ира со всей силы ударила преступника фонариком по голове. Мужчина вскрикнул, закрыв лицо руками, а несостоявшаяся жертва кинулась прочь.
Вскоре на месте происшествия оказались сотрудники милиции, но поиски по горячим следам успеха не принесли. Неизвестному удалось ускользнуть. Ирина показала, где и как преступник на нее напал, упомянула и кирпич, которым ее пытались ударить. Учитывая, что она ударила напавшего по голове, то проверяли больницы, поликлиник и травмпункты. Но безрезультатно. После неудачного нападения преступник затаился.
Оперативники, напротив, утроили усилия. В их поле зрения попал 32-летний Виталий Глушков. Мужчина был дважды судим за разбойные нападения и, как условно-досрочно освобожденный, был обязан отмечаться в милиции. Но в положенный срок он отмечаться не пришел: осведомитель сказал, что Виталий прячется из-за большой гематомы на лице.
В тот же день Виталия Глушкова задержали. Оказалось, что найденные на месте нападения на Иру Комарову отпечатки пальцев действительно принадлежали ему. Однако Виталий категорически отрицал причастность к серии нападений на девушек и настаивал, что насиловать Ирину даже не собирался.
— Граждане следователи, я только откинулся с зоны. Хотел ограбить, чтобы поесть. Но не насильничал и не убивал! — настаивал Виталий Глушков.
Было установлено, что Глушков появился в Волгограде всего несколько дней назад. Следствие пришло к выводу, что он виновен лишь в попытке разбойного нападения, за что, впрочем, он вновь отправился в места не столь отдаленные.
Поимка преступника
Подозрительный мужчина, пытавшийся продать серьги, был замечен в одной из ювелирных мастерских. Мастер почувствовал неладное и от приобретения вежливо отказался. Судя по описанию, это были те самые серьги, которые сорвали с Татьяны Конаковой в момент убийства. Оперативники отправились прочесывать комиссионки, и вскоре поступил сигнал: нервничающий мужчина появился в одной из них. Работница комиссионки согласилась взять серьги и попросила паспорт для оформления. Нервы у гражданина не выдержали. Он забрал сережки и направился к выходу, но у входа был задержан.
Пытавшимся продать серьги мужчиной был 34-летний рабочий металлургического комбината «Красный Октябрь» Геннадий Синицын. Женат. Воспитывал двоих детей. Ранее не судим. Его портрет красовался на заводской доске почета. Он был ударником коммунистического труда, старшим товарищем и наставником молодежи.
— Окружение было хорошего мнения о нём: примерный семьянин, дети, — вспоминает Юрий Сидоров, который в 1983 году был начальником отдела по особо важным делам УВД Волгоградского облисполкома. — Везде о нём знали как о положительном человеке. А на самом деле это был настоящий подонок.
Оказавшись в камере следственного изолятора, Геннадий Синицын выглядел поразительно спокойным. Эта странность не находила объяснения. Признаваться арестованный не торопился.
— На его одежде были обнаружены микрочастицы убитой девушки, а его микрочастицы были найдены на вывороте ее юбки, — вспоминает Валерий Молчанов.
Следователи только начали работу с арестованным Геннадием Синицыным, как вдруг поступил приказ, что к расследованию подключается КГБ. Оказалось, что Геннадий был не только активистом и коммунистом, но и негласным осведомителем Комитета госбезопасности.
Муж — насильник и убийца
После задержания Геннадия Синицына сотрудники милиции пришли с обыском в его квартиру. Дверь открыла милая женщина Валентина. Пока жена Синицына отходила от шока, оперативники обнаружили в квартире дамские сумочки, которые числились среди похищенных во время нападений вещей, а также украшения и ношеные сапоги. Жена объясняла, что эти вещи подарил ей муж, а сапоги он принес из комиссионки.
— Жена даже не думала и не гадала, откуда в доме на самом деле появлялись женские вещи, — рассказывает Юрий Сидоров.
В суд были переданы материалы по доказанным 16 эпизодам изнасилований. Учитывая характер дела, заседание проходило в закрытом режиме. Выяснилось, что Татьяна была единственной, кто успел оказать преступнику яростное сопротивление. Именно за это он ее убил.
— Девушки на суде рассказывали о нападении, а он в ответ: «Что ты там говоришь? Сама легла», — вспоминает сестра убитой Татьяны Конаковой.
Суд приговорил Геннадия Синицына к высшей мере наказания — смертной казни. Посыпались апелляции и новые заседания. В результате убийцу и насильника приговорили к 15 годам лишения свободы. Жена преступника немедленно подала на развод, сменила фамилию, забрала детей и уехала подальше от тех мест, где она когда-то поверила в счастье.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить то, что интересно именно вам.