Новый спектакль-сказку «Щелкунчик, мышиный король и все-все-все» поставили к новогодним праздникам в волгоградском театре кукол.
— Формат спектакля называется «чёрный кабинет», когда актёров не видно, они в черных костюмах, и театральный свет падает только на кукол, — рассказали в театре. — Артисты в этот момент управляют планшетными куклами, причем каждой куклой — несколько актёров одновременно. Так, роль брата Мари — Фрица исполняет Александр Лазаренко, помогают ему водить куклу Дмитрий Березин и Наиля Орлова. Ольге Молодцовой, играющей роль Мари, на помощь пришли Светлана Юденко и Татьяна Ларина.
Спектакль начался с боя волшебных часов, установленных в самом центре сцены, а следом на сцене появляются двое маленьких кукольных героев — брат и сестра, Мари и Фриц. Художники постарались максимально передать национальный колорит героев: Фриц в своём тёмно-зеленом жилете с крупными золотыми пуговицами и белой рубашке очень похож на маленького немецкого мальчика. Мари в маленьком, белом, воздушном платьице с яркими красными горошинами, кажется, и сама такая же чистая и добрая юная фройляйн.
— Для некоторых персонажей к премьере было изготовлено сразу несколько разных типов кукол, — рассказали в театре. — В спектакле используются тростевые куклы за высокой ширмой и совсем маленькие гапитные куклы за низкой ширмой. Наши артисты театра в совершенстве владеют разными системами управления кукол и всегда работают в тесном партнёрстве.
По сюжету известной сказки, Мари под Рождество получила в качестве подарка необычную куклу — Щелкунчика. Так и случилось в истории, рассказанной кукольным театром. Все герои спектакля впервые увидели заполненный зрителями зал — их специально сделали для новогодней сказки.
— Один из самых интересных элементов декораций — это часы, они же одновременно являются и действующим лицом спектакля. Поскольку по задумке режиссёра Тимура Мустафина они оживают, то здесь необходимо было хорошо продумать художественно-техническое решение, с чем прекрасно справился, как мне кажется, художник и цеха, изготовившие их, — поделились впечатлениями о декорациях спектакля в театре. — У часов нет никаких лишних элементов, их оживление происходит органично.
Художником-постановщиком спектакля стала Александра Громова — работающая не только с волгоградским, но и со столичными театрами кукол. Именно она придумывала художественное решение спектакля, делала эскизы кукол, декораций, участвовала в изготовлении и росписи маленьких актёров театра. Так, у злобного короля каждая голова живёт своей отдельной жизнью, а все три мышиных рта кряхтят и злобно шипят на маленького Щелкунчика. Чтобы добиться такого эффекта, оживать на сцене театра ему помогали сразу четыре актёра.
Часы, завершив свой рассказ, переносят Мари обратно в ее привычный мир. Но и здесь мышиный король находит маленького Щелкунчика, который, видя, что его защитница Мари тоже в опасности, оживает и превращается в большого, но всё ещё деревянного рыцаря. Художники подготовили сразу несколько кукол — маленького и большого героя, абсолютно идентичных, но при этом выразительных и эмоциональных.
После сражения с коварным трёхголовым королём, Щелкунчик пригласил Мари и вместе с ней всех зрителей в свою сказочную страну. Декорации сменились, а артисты театра, раскинув большое синее полотно, разлили на сцене яркие медовые реки с пряничными берегами — родиной заколдованного Щелкунчика. Спектакль завершился танцем главных героев под новогодними огоньками. Сцена погрузилась во тьму, но неожиданно для юных зрителей в зал ворвались и настоящие актеры, вместе с символом наступающего года — розовым поросёнком.
Посмотреть на Щелкунчика и его эпическую битву с мышиным королем большие и маленькие зрители смогут с 22 по 30 декабря в 10, 12, 14 и 16 часов, 31 декабря в 10 часов. Со 2 по 7 января спектакли начнутся в 10, 12, 14 и 16 часов, 8 января в 10 и 12 часов.
Диана Бакулина