Ретроспективу Волгограда, от разрушенных войной руин до фантастических проектов Маяка Мира и цветущих аллей 80-х годов, показали на выставке «Город любви» в залах музея ИЗО на улице Чуйкова.
— Большинство работ относится к периоду восстановления Сталинграда, — рассказали в музее имени Машкова. — В 1950-е годы сюда приехали выпускники художественных вузов из Москвы, Ленинграда, Таллина, Тбилиси и других городов. Они не только приняли участие в масштабных проектах рождения нового города. Благодаря им в Волгограде сложился уникальный по составу творческий коллектив живописцев, скульпторов, монументалистов, графиков, которые и создали фактически весь арсенал художественных формул нового Сталинграда-Волгограда.
Разрушенный Сталинград, восстановление которого только начато, смотрит на зрителя с карандашных набросков и графики из 40-х годов. Рядом — стенды с проектами нового города. Порой узнаваемые и сейчас, например — чертежи планетария, медуниверситета и домов по проспекту Ленина в стиле классического сталинского ампира с подписями знаменитых архитекторов. Порой самые фантастические, воплотить которые в жизнь невозможно ни тогда, ни сейчас.
— Мы отыскали в фондах музея чертежи, которые присылали на конкурс не только ведущие архитекторы страны, но и любители, предлагавшие невероятные проекты развития города, — рассказала сотрудница музея ИЗО и дочка скульптора Петра Малкова Ольга Малкова. Так, в одном из проектов предлагалось сделать из Сталинграда Маяк Мира — гигантский город-башню. В основании башни предполагалось разместить транспортные узлы, ГЭС, выше располагались склады, жилые ярусы и ярусы с культурными объектами, а венчать город должны были аэропорт и научные станции.
— Архитектура Сталинграда должна отображать могущество нашего строя и нашего народа, — показана фраза из статьи главного архитектора Волгограда Вадима Масляева. — Архитектура города поэтому должна быть радостной, светлой.
Светлый облик улиц и набережных города стал вдохновением для нескольких поколений волгоградских художников. Их работы — маслом, акварелью и в графике — представлены на выставке.
Но не только спокойствием и красотой впечатлял Волгоград. Гигантская стройка ГЭС, перекрытие Волги и еще не превратившиеся в зоны отчуждения и перспективного развития заводы становились героями картин в стиле соцреализма.
— Я помню, как мы ещё студентами ходили по подвесному мосту во время строительства ГЭС, — вспоминает одна из проектировщиц Волгограда Бэлла Макарова. — Он был сделан из досок, шатался весь, но нам не было страшно. Мы тогда чувствовали, что всё в наших руках. Что мы всё сможем отстроить и поднять на небывалые высоты. Помню, как мы поднимались во время учёбы к котлованам на Мамаевом кургане. Там были глубокие траншеи, сколько там было снарядов! Не счесть!
Выставка не только вызывает чувство ностальгии по ушедшим в небытие временам, но и даёт возможность поучиться даже маститым специалистам. Так, одним из самых внимательных первых посетителей стал экс-главный архитектор Волгограда, восстанавливавший ГДЮЦ главный архитектор «Приволжсктрансстроя» Алексей Лисин.
— Создание нового образа города — это в большей степени работа архитектора. Сложившийся образ Волгограда — это волевое решение той группы творцов, что приехала восстанавливать город после войны, — рассказал Алексей корреспонденту V1.RU. — Я прошел по залам и скрупулёзно всё отснял себе для дальнейшего спокойного изучения. Это ведь была невероятная школа лучших профессионалов страны. А из произведений художественного искусства для меня по-новому открылись картины Виктора Лосева. До этой выставки я не замечал их исключительности и яркости. Думаю, воображение художников и архитекторов тогда намного опережало время. Каждый из них мечтал, что действительно сможет создать город будущего. Город мира и любви.
Диана Бакулина