Выставка «Я болею болезнью сердца», на которой представлены три работы великого русского мастера Константина Коровина «Пикник», «В Крыму» и «Марсель», открылась в волгоградском музее изобразительных искусств имени Машкова.
— Кто-то скажет — ой, да что это за выставка из трех картин? Но, представленные на ней работы достойны мировых музеев. Да что там достойные — одна из них до начала 60-х годов прошлого века находилась в Санкт-Петербургском, тогда Ленинградском, государственном Русском музее, — рассказали V1.RU в музее ИЗО. — Из Ленинграда и Москвы пришли к нам и произведения Коровина. Полотно «Пикник» поступило в 1963 году из дирекции художественных фондов и проектирования памятников. Второе произведение — «В Крыму», поступило из Русского музея. И только третья картина — «Марсель» — была приобретена у частного коллекционера намного позже 60-х годов — в 1987 году.
Сталинградская картинная галерея, существовавшая до Великой Отечественной войны, практически полностью погибла во время войны. В период восстановления Сталинграда крупнейшие столичные музеи передали городу-герою шедевры из своих фондов, сформирован настоящий «золотой фонд» коллекции. Так, первым подарком стала картина художника-мариниста Ивана Айвазовского. Следом из музеев Москвы и Ленинграда один за другим поступили другие творения великих мастеров. Мы рассказывали, как в Сталинград пришел портрет Константина Маковского «Портрет неизвестной в черном платье» и как из-за больших габаритов картины ее несли с поезда в музей на руках.
Открытие выставки в музее ИЗО приурочили к 80-летию со дня смерти Константина Коровина.
— Три произведения иллюстрируют три разных этапа жизни и творчества художника, — рассказывает старший научный сотрудник и куратор выставки Ирина Преображенская. — «Пикник» был написан в 1906 году, и это становление мастера. Работа автобиографична — Коровин был заядлым рыбаком. Он подходил к рыбалке как к творчеству и подбирал особую блесну, сам создавал разные конструкции. Известно, что писателю и драматургу Антону Чехову на его юбилей подарил целый набор удочек, выполненных в авторском стиле. К сожалению, удочки Чехова так и не сохранились до нашего времени, но дошла картина «Пикник», показывающая яркий, солнечный, счастливый день, проведенный на рыбалке. Вторая работа — «В Крыму» — написана в 1916 году, в эпоху признания Коровина. Он работает художником в императорских театрах, его манере письма, стилю, сюжетам — абсолютно всему, подражают. Творчество Коровина в тренде, и художник востребован. Признание выливается в финансовый успех, и дело доходит до того, что он строит себе дачу в Крыму с 14 комнатами и называет ее в честь экзотической принцессы Саламбо из романа Гюстава Флобера. И вот как раз на даче, на фоне цветущего олеандра, написан портрет этой молодой интересной незнакомки, имя которой нам не известно до сих пор.
Третья работа, мрачная, тоскливая, создана в период эмиграции художника в начале 30-х годов. Если в первой четверти XX века судьба к Коровину благоволила, то потом все резко изменилось. После революции Коровин занимался преподавательской деятельностью, но в 20-е годы уехал из страны победившей революции во Францию. Здесь мода на него прошла, интереса не было, исчезли и заказы. Жена и сын сильно болели, да и сам художник страдал от многих болезней. Вся эта беспросветность отчетливо видна в работе «Марсель».
— В «Марселе» холодное водное пространство напоминает о мифологической реке Стикс, к берегу которого причалила лодка Харона, — говорит куратор выставки.
Увидеть произведения художника Константина Коровина можно до конца года. Музей Машкова готовит и еще одну небольшую по составу выставку — экспозицию произведений Николая Рериха из музейных фондов. Один из рисунков будет экспонироваться впервые.