В 2023 году на экраны выходит фильм «1984», созданный по мотивам одноименного романа Джорджа Оруэлла. Главную роль, Уинстона Смита, в совместном российско-финском проекте сыграет волгоградец Александр Обманов, ранее снимавшийся в фильмах «КАРАнтин», «Т-34» и сериалах «Собор», «Мосгаз.Западня», «The Телки» и многих других.
О своем участии в международном проекте, о главной роли в экранизации одной из известной антиутопий и почему в родном вузе ему запрещают проводить мастер-классы, актер рассказал корреспонденту V1.RU.
Из волгоградских дворов на съемочную площадку
Актер Александр Обманов родился в Волгограде, рос в Кировском районе, затем в Советском. Признается, что любовь к театральному ремеслу возникла не сразу.
— Я рос с ребятами на улице и к искусству очень настороженно относился, но потом в один момент очень кардинально решил изменить свою жизнь, поступил в Волгоградский институт культуры. Учился не 5 лет, как все, а 6 — потому в Волгоград приехал известный режиссер Владимир Виноградов с сериалом «Шахта» и весь пятый курс я был на съемках, сессию не сдал, остался на второй год, — рассказывает Александр.
Начинающий актер вначале был задействован в массовке, но ответственное отношение к работе и старания дали свои плоды.
— Я начинал с массовки, за 300 рублей снимался в Волгограде. Потом на площадке увидели мое отношение к работе, дали роль со словами, я попал в один эпизод с актрисой Светланой Устиновой. Для меня это было что-то с чем-то — человек, который еще не окончил институт, уже работает вместе со звездой, — восхищенно вспоминает артист.
Однако ни съемки в сериале, ни полученный диплом театрального вуза не помогли добиться большого прорыва в карьере. После окончания Волгоградского института культуры в 2012 году молодой человек уехал покорять столицу, по его словам, «почти ни с чем и в никуда».
— В Москве этот диплом ничего не решает и знаний недостаточно. Я получал дополнительное актерское образование у Германа Сидакова, ученика Петра Фоменко. Актерские курсы не такие долгие, они идут 4 месяца, но практически без перерыва и без выходных. У тебя времени не хватает ни на что, ты можешь только поспать, — вспоминает Александр Обманов. — К сожалению, не все это понимают, что на создание карьеры уходит столь много времени. Поэтому многие уходят из профессии, но чем выше цель, тем длиннее путь, чтобы пробиться куда-то наверх, нужно очень много работать. Этот отрезок, который нужно было пройти без каких-либо знаний, занял у меня порядка 6 лет. К этому тоже нужно быть готовым, потому что ты оканчиваешь институт, твои сверстники тоже получают диплом, идут на работу, открывают свой бизнес, покупают машину, заводят семью, а у тебя ничего этого нет и будет ли — это большой вопрос, но сворачивать с пути не надо.
«Актер — это товар»
В 2018 году Александр окончил Школу Драмы Германа Сидакова. Но, как оказалось, даже полученного столичного образования для настоящего успеха было недостаточно.
— Я открою маленький секрет — каким бы ты мастером и актером не был, не всё решается мастерством, — признаётся артист. — 50% — это удача, но ты к этому времени должен быть готов к своему успеху. И вот когда это всё пересекается в одной точке, становится ясно, ради чего ты пахал всё время. Питался дошираком, спал два часа, а потом вышел на репетицию, потом опять искал еду, время поспать. Всё это очень важно понимать.
Еще в Волгограде артист играл в театре «Re/actor», но позже, после переезда в Москву, волгоградец окончательно определился с призванием.
— Пробы сейчас проходят достаточно просто. Режиссеры просят записать их дома и прислать им, а потом они уже смотрят. Потом, когда тебя уже знают в работе, некоторые уже даже не просят самопроб, просто говорят: «Свободен? Значит, сейчас скину сценарий, ближайшие несколько месяцев не занимай». Конечно, режиссеры стараются давать главные роли медийным лицам. Потому что на них идут. Актер — это товар, — поясняет Обманов.
По словам Александра, на одном из проектов он познакомился с Мариной Стариковой, которая в дальнейшем стала его агентом. Без представителей агентства попасть актерам в сериалы и большое кино сейчас практически невозможно.
— Были проекты на Первом канале, участие в сериалах. Позже меня заметила Диана Ринго, предложила поучаствовать в авторском кино. Она мне позвонила, пригласила, я сказал: «Давайте попробуем». Так получился фильм «КАРАнтин», который попал в лонг-лист «Золотого глобуса». Для нас это было очень круто, — вспоминает Александр.
«1984»
После удачной совместной работы Диана Ринго вновь позвала Александра Обманова на главную роль. На этот раз режиссер предложила волгоградцу сыграть роль математика в экранизации легендарной утопии Джорджа Оруэлла «1984».
— Диана позвонила, сказала, что хочет меня видеть в главной роли. Я подробнее ознакомился с материалом, согласился — и всё. Съемочная группа приехала из Финляндии в Москву, и мы приступили к работе. У меня был очень большой внутренний конфликт. Потому что персонаж живет в выдуманном мире и ведет себя очень не соответствующе нашему привычному восприятию. Нам привычно понять и сыграть полицейского, врача, дополнить его собой. Поэтому играть математика сначала было сложно, но потом мы с ним прижились. Можно сказать, что это была роль на сопротивление, но на самом деле это очень интересно, — рассказывает о своей подготовке к роли Александр.
— На самом деле здесь просматриваются большие параллели с «Матрицей». Нео — это главный герой, Тринити — та самая девушка, Большой брат выступает в роли архитектора. То есть вся эта история актуальна и сейчас, — отмечает Александр Обманов.
Режиссер Диана Ринго в этом масштабном проекте выступила также в роли композитора и исполнила одну из главных ролей. В предыдущей своей работе, «КАРАнтин», девушка также взяла на себя несколько задач: она играла, писала музыку и сценарий и даже побывала по ту сторону камеры в качестве оператора.
— Она удивительный человек, многозадачный. Очень сложно уловить ее вибрации, приходится стараться успевать за Дианой. Я бы очень хотел раскрыть ее секрет работы, но боюсь, что не смогу. С ней просто нужно поработать, чтобы понять это, — признаётся Александр.
Настоящая свобода — в России
Несмотря на непростые отношения России с другими странами, международный российско-финский проект удалось воплотить.
— Они очень тепло относятся к России. Организаторы настаивали на том, чтобы фильм снимался именно в России. Искусство не может задевать политику, — заявляет актер.
Рискованная идея снять антиутопию в 2022 году вовсе не кажется создателям фильма и его актерам такой уж рискованной. Они уверены — в фильме и романе описывается всё то, что происходит сейчас в мире.
— На самом деле у нас сейчас страна куда более свободная, нежели Запад. К примеру, у меня знакомый продюсер жил в Америке, и ему пришлось оттуда уехать, потому что в школу к его сыну приходил специально обученный человек и объяснял детям, что мальчик может надевать платье, краситься, менять имя — и это нормально. А если папа ответит об этом, что не слушай их и об этом узнают в школе, то у папы возникнут проблемы на работе, заинтересуются определенные социальные работники, отправят на специальные курсы, где будут объяснять, что так говорить нельзя, ребенок имеет право выбора. В общем, промывают мозги. Об этом мало говорят, но с этим в Америке постоянно сталкиваются. Большой вопрос — а где свобода? Получается, что этот проект не про Россию, он больше актуален для Запада, — отметил Александр.
В декабре 2022 года должна была пройти премьера экранизации другой антиутопии по роману Евгения Замятина «Мы», но в итоге так и не состоялась, и стоит ли ее теперь ждать вообще — также непонятно. Однако за судьбу своей картины создатели «1984» не беспокоятся.
— Я не вижу поводов класть фильм на полку. У меня позиция: я люблю свою страну. А то, что у самого Оруэлла в свое время были вопросы к Сталину, — это совсем другая история, — говорит Александр Обманов.
Под страхом отчисления студентам ВГИКа запретили ходить на мои мастер-классы
Своим опытом Александр Обманов готов делиться и с начинающими актерами — своими земляками. Как оказалось, это не так уж просто и актеру пришлось столкнуться с недопонимаем.
— В 2018 году я хотел провести для ребят из ВГИКа с актерского курса мастер-класс абсолютно бесплатно. Потому что мне хотелось рассказать студентам, с чего нужно начинать: правильное портфолио, визитку, куда пойти, с кем работать, с кем не начинать. Это очень важная база, о которой не расскажут в университете, я сам к этому всему пришел самостоятельно. Об этом в книгах по актерскому мастерству не расскажут, не каждый преподаватель знает все эти тонкости, — говорит актер. — Я написал письмо проректору, оно осталось без внимания, тогда я написал в сообщество вуза, студенты откликнулись — группа набиралась порядка 30 человек, собирались прийти даже преподаватели. Мне просто нужна была аудитория в институте на полтора-два часа, где бы я мог пообщаться со студентами. Но руководство вуза в лице проректора не то что плохо на это отреагировало, оно под страхом отчисления запретило встречаться со мной и проводить мастер-классы.
В чём причины такого категоричного отношения, Александр искренне не понимает и заверяет — конфликтов с преподавательским составом своего Альма-матер у него не было.
— Это странно, в Москве наоборот принято в театральные институты приглашать актеров, режиссеров, продюсеров, которые могут поделиться своим опытом. В итоге на встречу пришли только три человека, которые попросили не называть их фамилии, чтобы их не отчислили. Но вместо полутора часа мы проговорили три, — рассказал волгоградец.