Проект T E L O Марии Тафинцевой — это серия фоторабот с видео-артом, посвященная жизни с диссоциативным расстройством. Одним из его симптомов является потеря чувствительности собственного тела. Ощущения холода и тепла, боли, мышц, объятий становятся недоступны. Девушка решила поделиться своим восприятием мира на волгоградской выставке «В чем сила?»
Диссоциативное расстройство
Мария Тафинцева столкнулась с диагнозом «диссоциативное расстройство» пять лет назад. Все началось с того, что у девушки резко упало зрение. После всевозможных обследований офтальмологи не нашли никаких органических причин и посчитали это психосоматикой.
— В поисках грамотного специалиста прошел год. Состояние заметно ухудшилось: пропадала память, окружающий мир казался ненастоящим — будто голограмма, не получалось почувствовать свое тело и осознать себя человеком. «Я» было просто буквой, — вспоминает девушка. — Благодаря прекрасным психиатру, психотерапевту и поддержке моей семьи мне стало гораздо лучше. Ментальное здоровье — это не то, что можно один раз настроить на нужный лад и жить припеваючи. Я думаю, что развивать гибкость своей психики, выдерживать болезненные состояния, исследовать себя и беречь — это путь длиною в жизнь. Он требует смелости и упорства. Но тем и интереснее жить.
В психологии диссоциативные расстройства — это большая группа расстройств, в которых на первый план выступает непроизвольный уход от реальности через полную или частичную потерю контроля над своими психическими процессами.
— Считается, такой уход обусловлен потребностью человека справиться с травмирующим событием или событиями. Он как будто бы «наблюдает со стороны», или все происходит не с ним, — объясняет клинический психолог и психотерапевт Сергей Никитенко. — Часто диссоциативные расстройства проявляется в виде «потери памяти», ощущении отстраненности, нарушении самовосприятия. Люди и мир могут казаться ненастоящими, «иными», или даже симулированными. Ощущения тела поверхностные, как будто приходящие издалека, или же совсем пропадать, вплоть до онемения некоторых участков тела.
Могут нарушаться и двигательные функции: тремор, ступор, снижение зрения и слуха.
При диссоциативных нарушениях нет определяемого физиологического или неврологического нарушения, а также они не являются последствиями употребления веществ или синдрома отмены.
— Лечат диссоциативное расстройство с помощью специализированных методов психотерапии, при этом, лекарства могут помочь лишь с симптомами сопутствующих заболеваний, например, тревога, депрессия, панические атаки, — объясняет психолог.
Моя страсть
Фотография для Марии Тафинцевой — не просто хобби, это настоящая профессия. И даже, можно сказать, смысл жизни.
— Фотография — моя страсть. С помощью камеры я исследую жизнь: себя, близких и прохожих, чувства людей и их проявления, воспоминания, ошибки, религию, боль, чудо и много чего еще, — наслаждается своей профессией Мария.
Под давлением социальных сетей люди всё чаще могут встретить фотографии с иллюзиями «естественности» и состояния «в моменте».
— Это история про образ, который мы хотим показать социуму. Мне чуждо это направление. Я люблю называть свои работы «честными». Потому что естественность заканчивается там, где мы снимаем привычные маски, честность начинается там, где мы рассматриваем эти маски и себя за ними, — рассказывает воодушевленно волгоградка. — Люди перед моим объективом могут быть в абсолютно разных состояниях, даже в самых неприятных и табуированных. У меня в такие моменты появляется возможность наблюдать, любоваться и сохранять это в фотографиях.
Тема пугающая
Следуя принципам честности, девушка создала и периодически дополняет проект T E L O.
— Проект посвящен состоянию деперсонализации, когда человек теряет чувствительность собственного тела, не понимает, кто и как им управляет, — объясняет Мария. — Благодаря моему лечению и искусству фотографии, после того как диссоциации прошли, я постаралась показать, «как это переживается изнутри».
На фотографиях в выставке трудно понять части тела и взаимодействие с ними, точно так же, как и человеку в деперсонализации.
— Ментальные особенности — тема довольно пугающая, но о ней важно и нужно говорить! — заявляет фотограф. — Когда сообщество port.Volga объявило open-call для выставки «В чем сила?», я отправила туда свой проект с желанием рассказать про силу тела, ведь после деперсонализации я взглянула на тело по-новому. Прикосновения, мурашки, физическая боль, усталость, мышечное напряжение, колкий страх за грудиной, бабочки в животе, щеки, что свело от смеха, своеобразная походка, манеры, сутулость, собственный запах, наши воспоминания и поступки, обстоятельства, ошибки и везения хранят наши тела. Тело заслуживает уважения и благодарности, и поэтому является источником силы!
С помощью экспонируемых фотографий и видео-арта люди с деперсонализацией могут почувствовать, что они не одни, а посетители выставки — взглянуть на свои тела по-новому. Посмотреть на работы Марии можно в речпорту, в креативном пространстве «Икра».