Реставраторы знаменитой военной студии имени Митрофана Грекова торопятся к 9 Мая привести в порядок диорамы музея-заповедника «Сталинградская битва». Команда, безупречно владеющая искусством оборачивать время вспять, сутками дышит пылью и краской, чтобы к 78-летию Победы полотна набрались художественной мощи и превратились в порталы в прошлое.
Обновленными 9 Мая отметят панорама «Разгром немецко-фашистских войск» в музее-заповеднике «Сталинградская битва» и диорамы, расположенные вокруг Триумфального зала: «Центральная переправа через Волгу», «Захват аэродрома станции Тацинская танкистами генерала Баданова», «Разгром ударной группировки Манштейна» и «Стойкость, победившая смерть». Последняя — уже в полной готовности и явно не без гордости была продемонстрирована 29 марта.
Зритель едва ли поймет, что с полотном и предметным планом что-то случилось. В этом — вся суть реставрации, объяснил Иван Крившенко.
— Кажется, что холст на месте, ничего не утрачено. Но с предметом искусства — как с человеком. Пациента лучше лечить, а не реанимировать, — объяснил реставратор. — Нами была удалена пыль с лицевой и обратной стороны, проведено удаление поверхностных загрязнений. Кое-где были протечки воды, и в некоторых местах красочный слой потерял не только сочность, но и цвет. Мы подвели реставрационный грунт и тон, как изначально задумывалось автором. Восстановили предметный план, в том числе проведя долепку. После этого провели списание живописного полотна с предметным планом — то, что дает эффект присутствия.
Реставраторы студии Грекова мало похожи на художников в обывательском представлении. Все — рослые и крепкие. Но и их тонкая и изящная работа сопряжена с серьезными физическими нагрузками. Полотна — несколько десятков квадратных метров.
— Сложность работы с холстами, расположенными вертикально, состоит в том, что их нельзя снять и положить на стол. Мы использовали методику магнитов — можно между двумя мощными магнитами зажать красочный слой и зажать его так, чтобы магнит склеил красочный слой и холст, — объяснил Иван Крившенко.
Приметная деталь в образе реставраторов — пушистые подкрадули, похожие на угги. Обувь — специальная, чтобы не повредить предметы искусства. «Не навреди» — вообще ключевой принцип. Даже от пыли избавляются максимально бережно.
— При удалении пыли важно выработать методику. Проводятся пробные удаление и укрепление. Нужно как минимум три пробных участка, чтобы выработать методику. Иногда используются растворители, самый легкий и простой — вода. Но на некоторых участках выбирается сухой способ: использование пылесоса или флисовых тканей, — уточнил реставратор.
Помимо напряжения сил душевных и физических, специалисты студии Грекова сутками дышат чем-то не слишком полезным для общего состояния творческого (и любого другого) организма. Всё — ради сохранения предметов искусства.
— Когда была очистка панорамы, нам даже на площадке приходилось надевать маски. Реставраторы работали в респираторах 3М. Зато когда пыль сняли, сразу задышалось легко. Поднимитесь — поймете, — отметила заведующая реставрационным отделом музея-панорамы Наталья Смирнова.
Что касается краски — она хоть и обладает весьма ощутимым запахом, но нетоксична. А не замечать специфический запах — дело привычки. По-настоящему специалистов студии Грекова волнует цвет, а не запах красителя. Они безупречно четко попадают в тон, который выбрал автор. Главный инструмент — глаз художника, но и теоретическую базу к работам тоже готовят.
— Реставрация — это еще и огромный научный труд. Специалисты студии Грекова интенсивно работали в нашем библиотечном отделе, изучали, как это панорама и диорама писались. И, конечно, у реставратора должна быть набита рука, — поделилась Наталья Смирнова. — Конечно, специалист может понять, где какие работы были проведены. Но зритель с площадки никогда не поймет, что что-то изменилось.
Реставрация, кажется, стала для посетителей музея не проблемой, а способом лучше познакомиться с экспонатами. Тем более художники их интерес активно поддерживают. Ведь реставрация — редкий момент, когда элементы предметного плана могут перемещаться — в любое другое время они припаяны к поверхности намертво.
— Здесь постоянно бегают дети, которым всё интересно. Когда мы работали на панораме, они постоянно задавали вопросы вроде «Это что? Снаряд? Гильза? А покажите!» — и мы выносили, показывали. Ребята были в восторге. Здесь же всё настоящее, — уточнил художник Егор Смирнов. — Ветка — и та настоящая, законсервированная. Какую автор выбрал, такая и есть.
Реставрация тем временем продолжается. До окончания работ остается чуть больше месяца. В сроки студия Грекова уложится.
Напомним, что ранее художники и реставраторы знаменитой студии имени Митрофана Грекова показали ход большой и дорогостоящей реставрации панорамы «Разгром немецко-фашистских войск» в музее-заповеднике «Сталинградская битва», подробно рассказав о своей кропотливой и важной работе.