Российско-белорусский фотограф Витольд Ярмакович устроил фотовыставку о красоте природы Волгоградской области. На ней представлено более 30 уникальных снимков природы региона. Фотограф старался сделать каждый свой снимок уникальным, а для этого он нередко оказывался в опасных условиях: лазал по болотам, натыкаясь на змей, выжидал грозу, снимал, когда прыгал с парашютом, забирался на самый край ГЭС.
Корреспонденты V1.RU поговорили с фотожурналистом и узнали, почему его привлекает сельская тематика, чем природа Волгоградской области отличается от природы в других регионах России и почему он ушёл из милиции в фотожурналистику.
Витольд Ярмакович — известный фотожурналист, историк, краевед. Родился в Белоруссии. В 1974 году окончил Высшую следственную школу МВД СССР, с 1975 года работал фотокорреспондентом в газете «Волгоградская правда». Его фотографии публиковались в материалах ТАСС, газетах «Правда», «Труд», «Комсомольская правда», «Советская Россия», в журнале «Театральная жизнь» и других центральных изданиях. Первая выставка художника прошла в 1990 году в Доме Архитектора — это была экспозиция икон. Полученные средства пошли на восстановление Усть-Медведицкого монастыря.
Витольд Ярмакович не сразу стал фотожурналистом. Он закончил Высшую следственную школу МВД СССР и готовился стать следователем. Однако вскоре он понял, что находится не на своём месте. Художнику с романтическим складом ума было трудно расследовать тяжкие преступления.
— Я оказался в Высшей следственной школе МВД СССР, которую закончил с похвальной грамотой, — рассказал художник. — Потом понял, что я не очень люблю людей, которые работают в полиции. Работа следователя напряжённая и нервная, а зарплата маленькая. В ней нет места романтизму. Год проработал в прокуратуре Дубовского района, а потом бросил. По ночам вызывали на убийства и трупы. Куда там до романтизма? А фотография — это философия. Иногда уходил с журналистики, чтобы прокормить семью, потому что зарплаты были нищенские. Но мне было скучно без фотографии. Стремление к красоте всегда побеждало. Поэтому по сей день я занимаюсь фотографией.
Художник признаётся, что с поиском вдохновения у него никогда не было проблем. По словам Витольда Ярмаковича, природа Волгоградской области поэтична и разнородна. А вот близкие люди часто не понимали его действий.
— Я родился в деревне, поэтому привязан к земле, к людям земли, к трудовому человеку, — рассказывает художник. — Человек должен жить в органической связи с природой. Сожалею, когда выезжаю на природу и вижу, как легко люди разбрасывают бутылки, оставляют мусор, ломают деревья. Приедут, нагадят. У них одно на уме — хорошо выпить. Но надо замечать красоту вокруг и сохранять её. Может, кому-то не понравится, но я не соглашусь с мнением, что женщины более тонко чувствуют мир, чем мужчины. Когда я приезжал к колокольне и бегал с фотоаппаратом вокруг неё, первая моя жена рычала из машины: «Когда мы домой поедем?» Она не понимала меня. Поэтому я принял решение расстаться и связать жизнь с тем, кто понимает меня. Вторая моя жена — журналист. Она с образным мышлением. Я ей очень благодарен за это. Сын наш тоже по стопам мамы идёт. Учится в ВолГУ на лингвиста.
Художник трепетно относится к истории казачества и к истории Донского края. Как говорит Витольд Ярмакович, большое влияние на него оказали казачьи песни и местная природа. Поэтому большая часть экспозиций посвящена красотам Донского края. Так, во время прогулки фотожурналисту удалось запечатлеть на небе флаг Донского казачества.
— Увидел старинное заброшенное кладбище в станице Трёхостровской, где в заросшей траве лежат плиты, — вспоминает художник. — Уже уставший, я увидел на синем небе красно-жёлтый закат. Холодно, всё хрустит. Мороз будет. Я выхожу с машины, высвечиваю фарами дуб. Получился казачий флаг и дуб в форме креста.
На одном из фото изображён необычный дуб. Слева от него торчит ветка, очень похожая на силуэт молящейся женщины. По словам художника, многие видят в этой ветке крест. Фото было сделано близ хутора Духовского. Напомним, Витольд Ярмакович вместе с атаманом год назад, 14 октября 2022 года, установили трехметровый крест в память об исчезнувшем хуторе Духовском, где в 1915 году жили 500 человек. Подробнее о мистической истории хутора читайте в материале.
За свою карьеру художник не раз рисковал жизнью, чтобы сделать уникальный кадр. Натыкался на клубок змей, попадал под страшную грозу, прыгал с парашютом и даже взбирался на волжскую ГЭС.
— Я однажды попал в страшную грозу. Грозовая туча над Доном шла со стороны станицы Кременской. Всё стихло. Мальки под водой замерли на месте. Лес замер. Чувствую, что что-то будет. Взял, поставил штатив в центр Дона, зашёл по пояс и жду грозу. Не знал, что может и в меня бабахнуть. Благо, обошлось, — рассказывает фотограф. — Когда я работал в газете «Труд», мне сказали сфотографировать ГЭС. Это в декабре было. Мороз, холод. Я залез на самые высокие столбы, под самые изоляторы, чтобы ГЭС сфотографировать. Метров 100 высота была. А я, дурак, с этим фотоаппаратом лезу. Мне ж хотелось перспективу. Не знаю, как охрана меня не заметила. Но приходится рисковать, чтобы получить красивую картинку.
По словам художника, природа Волгоградской области — уникальна. На первый взгляд кажется, что кругом одна степь, но художник уверяет — нужно только присмотреться.
— Это только поначалу кажется, что природа у нас слишком простая. Она разнохарактерная, — подчёркивает художник. — У нас живописнейшие места. Волга, Дон, степи, леса, Арчединско-Донские пески. Я бывал на Кубе, на Шри-Ланке, во Вьетнаме, в Турции. Меня на неделю хватает. Скучаю по дому. И бананы там вкусные, и кокосы, и свежевыжатые соки, и креветки, а всё равно хочется свой борщ, русскую баню, свой родной язык. Когда я прихожу на любимую реку, общаюсь с животными, собираю грибы и ягоды, когда вижу лебедей — это и есть красота жизни. Иногда выйдешь в открытое поле, тишь, небо звёздное, а запахи! А если рядом с тобой любимая женщина и рюмочка водки, то не только природа становится краше, но и сама жизнь.
Выставка «Красота и печаль Донской земли» продлится до 28 октября с 12:00 до 18:00 часов в доме № 8 по улице Краснознаменской. Вход свободный.