Многочисленные свалки, мусор и вездесущая одноразовая упаковка, наполняющая окружающий нас мир микропластиком, а также всё более ядовитая и хищная по отношению к техносфере природа — это то, что жители Волгограда, как всей России, заслужили переходом от бережного отношения к вещам к потребительскому, «одноразовому» вещизму. Об этом рассказал доцент кафедры экологии и природопользования, заместитель директора по науке и связям с общественностью института естественных наук ВолГУ Николай Онистратенко.
В музее Анапы я сфотографировал остатки керамики, несущие следы восстановления и вторичного использования. Видны следы «спекания» разбитой керамики с помощью местной глины, представлены специальные металлические скобы для скрепления треснувших сосудов.
Амфоры, пифосы, килики были ценной утварью, причем становились тем ценнее, чем дальше от центра эллинского мира забирались греки. Местное население также бережно относилось к подобному приобретению, высоко ценя качество, изящество форм и декорирование сосудов, зачастую уже в те времена становившихся произведением искусства. Недаром многие мастера на ручках амфор ставили личные или городские клейма. Поврежденный сосуд обтачивали, прилаживали при необходимости ручку и использовали по новому назначению. Треснувший — скрепляли с помощью глины и металлических скоб и снова пускали в обиход. Крупные осколки безнадежно разбитых сосудов (особенно красно- и чернолаковых) отдавали детям — такие археологические находки несут на себе следы игрового использования. Мелкие осколки обычно копились в хозяйстве и использовались при строительстве в качестве подсыпного забутовочного материала.
Подобный подход наблюдается на протяжении нашей истории — сломанные косы и сабли переделывались в ножи, камни из разрушенных зданий использовались при строительстве новых домов, одежда перешивалась, а при полном износе — шла на тряпки. Вполне нормальной была профессия старьевщика.
Папы из пустых спичечных коробков склеивали многоэтажные органайзеры для мелких деталей, а мамы хранили нитки и иголки в банках из-под печенья. Гараж был сокровищницей для взрослых и детей, мастерящих самые необычные приспособления. В общественной практике было совершенно привычно и не зазорно сдавать пустые бутылки и бой тары, металлолом и макулатуру. В промышленности преобладала оборотная тара в основном из природных материалов — дерева, ткани, картона. При полном износе они становились топливом или постепенно перегнивали в почве. Потребительская посуда в основном многоразовая, стеклянная или керамическая. Бумажные одноразовые стаканчики использовались нечасто и легко разлагались. Покупки из магазина, упакованные в оберточную бумагу, несли в сетчатом шоппере. Извините, в авоське.
Встраивание в глобальную систему унификации качества продукции и услуг происходило в нашей стране одновременно с разрушением Союза и внедрением новой капиталистической модели. Единообразные, одноразовые, гарантированно качественные продукты и упаковка были тем идеалом, который обещал потребителю безопасность и качество. Наш народ долгое время пытался совместить прежний рачительный взгляд на окружающий мир и красиво упакованную расфасованную реальность.
«Мы сажали цветы в стаканчики из-под йогуртов, хранили шурупы в банках из-под "Нескафе", а отсутствие пакета с пакетами выявляло засланного шпиона»
Тем не менее наше общество уже приучилось жить в мире одноразовой упаковки и сталкивается с теми же мусорными проблемами, что и весь мир: потеря ресурсов, «законсервированных» в одноразовой упаковке; обилие микропластика в окружающей среде и в тканях и органах человека и животных; масштабное загрязнение самыми разнообразными отходами; деградация и дальнейшая перестройка биосферы. Природа становится более ядовитой, более хищной по отношению к техносфере — мы приучили ее переваривать наш человеческий мир, питая его отходами.
Мы являемся мусорной цивилизацией. Это закономерный результат развития и усиления склонностей нашего биологического вида, подчиняющегося вселенским законам термодинамики. Производство продукции не может иметь 100%-й КПД. Часть энергии рассеивается, а отходы производства, даже будучи вторично переработанными, будут в итоге непригодны к дальнейшему использованию. Накопление таких отходов приводит к неблагоприятным изменениям. Но оно может происходить взрывообразно, как сейчас, либо крайне замедлится за счет пресловутой ESG, придуманной еще нашими предками.
Изменение подхода к производствам, к природосберегающим технологиям, возврат к оборотной таре и снижение «одноразовости» во многих сферах жизни, многократная циклизация переработки отходов позволят снизить степень разрушительного воздействия на окружающую среду. И большую роль здесь будет играть изменение взгляда на управление отходами. Я всегда повторяю студентам: «Смотрите на отход не как на проблему, а как на ресурс. И вы увидите, как этот ресурс начнет заканчиваться».
Согласны с автором?