На Волгоград и Волгоградскую область обрушилось нашествие кузнечиков и саранчи. Жители заявляют, что по городу невозможно пройти, чтобы не столкнуться лицом к лицу с прыгающими созданиями, и снимают видео с тучами вставших на крыло насекомых. Знаменитый биолог Николай Онистратенко заявляет, что подобное нашествие было уже давно ожидаемо, и предупреждает: далеко не каждый встреченный кузнечик — саранча, а некоторые из этих удивительных созданий еще и охраняемы.
«Никакого вреда, только польза»
Николай Онистратенко призывает приглядываться к встреченным на улице кузнечикам, а не отпрыгивать от них в ужасе при соприкосновении. И тогда можно понять, что они сильно различаются между собой. Более того, в Волгограде и области, по данным исследователей, водится не менее шести видов саранчи и не менее семи видов настоящих кузнечиков.
— Наиболее распространены и чаще всего попадаются нам на глаза два вида — кузнечик серый Decticus verrucivorus и кузнечик зеленый Tettigonia viridissima, — рассказывает Николай Онистратенко. — Встречаются представители подсемейства узелкоусых кузнечиков. Часто попадается отдыхающим на природе и степная дыбка. Но встречаются даже краснокнижные кузнечики — например, утратившие способность прыгать редкие шароголовые кузнечики, толстуны.
Научный сотрудник института естественных наук Николай Онистратенко успокаивает избыточно нервных горожан и призывает их не бояться кузнечиков.
— Это же удивительные создания. Рассмотрим кузнечика обыкновенного. Вот как на фотографии. Это женщина. Сзади — яйцеклад. Спереди — длинные усы. Сама зеленая, — увлеченно рассказывает биолог. — Вы же знаете, что на самом деле кузнечик не дружит с мухами? Кузнечики — засадные хищники. Они нападают на любых членистоногих и крушат их своими мандибулами — челюстями. Так что, в отличие от саранчи, для сельского хозяйства от них никакого вреда. Только польза.
Но большинство кузнечиков, которых видят рядом с собой жители Волгограда, имеют защитную, сливающуюся с асфальтом окраску.
— Это кузнечик серый. И опять самочка. Они прикольные. И довольно умные, как и большинство хищников, — успокаивает Николай Онистратенко. — Обилие кузнечиков может доставить неприятности людям с боязнью насекомых. Движущаяся машина может быть заляпана при столкновении с многочисленными взрослыми насекомыми, часто они забиваются в решетку радиатора или начинают путешествовать в подкапотном пространстве. Но им-то от столкновения, кстати, гораздо хуже, чем водителю. И пользы для человека от обилия кузнечиков, акрид и дыбок гораздо больше — это азартные хищники, истребляющие среди прочих и сельскохозяйственных вредителей. В отличие от саранчовых, этих созданий надо приветствовать.
Фауна кузнечиков в Волгоградской области всё еще изучается. По словам биолога, сейчас постоянно наблюдается миграция новых видов и, к сожалению, вымирание исчезающих.
— Проще всего на бытовом уровне отличить кузнечиковых от саранчовых по усам. У большинства кузнечиков — роскошные длинные усы, которые длиннее половины тела, — рассказывает с любовью о членистоногих Николай Онистратенко. — Часть из них, кстати, сейчас находятся под угрозой исчезновения. Так, например, всё реже встречаются очень необычно выглядящий толстун Палласа и краснокнижная хищница — степная дыбка. Хотя дыбка степная похвастаться не может длинными усами, но ее всё равно не спутать.
«Это самый крупный кузнечик области — вырастает до 9–10 сантиметров. Выглядит как жуткий длинный инопланетянин, весь в шипах»
— Дыбка вообще занятная — она размножается без участия самцов, — рассказывает Николай Онистратенко. — В какой-то момент времени перешла на партеногенез, отказавшись от досадной необходимости строить отношения. Возможно, во тьме эпох скрыта какая-то связанная с ней страшная тайна. Дыбки грешат каннибализмом. Может быть, однажды просто съели более мелких и слабых самцов во время размножения, как богомолы. Приходится теперь выкручиваться — всё сами, сами. Они с виду упоротые и смешно путаются в ногах. И обычно ее боятся и уничтожают, хотя она краснокнижная и абсолютно безвредная.
Нашествие кузнечиков — неспроста!
Массовое появление кузнечиков на улицах Волгограда в этом году было заранее ожидаемо, уверяет научный сотрудник института естественных наук Николай Онистратенко.
— Природа сама регулирует количество членистоногих. Было много травы — народилось много фитофагов — мышей и саранчи. За ними — волна жизни хищников — кузнечики, змеи, ежики, совы толпами летают — ночью страшно ездить, — объясняет биолог. — Также стоит отметить, что массовое размножение кузнечиков обогащает рацион крупных хищников, стимулируя круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Ловля кузнечиков — излюбленное занятие для детей. Их ловят в качестве наживки рыбаки, а ученые-энтомологи бегают за ними в поисках новых сведений о видовом разнообразии, экологическом благополучии и динамике энтомофауны.
— Попавшихся на пути кузнечиков можно спугнуть с асфальта или перенести на растение. Но не обязательно — здоровый кузнечик вполне может упрыгать и сам, — рассказывает биолог. — Лучше кузнечика не ловить — он довольно легко отламывает свою прыгательную заднюю ногу, которая, как отброшенный хвост ящерицы, продолжает сокращаться и отвлекать на себя внимание хищника. Только новую лапку он уже не вырастит. Охромевший кузнечик менее успешен в вопросах выживания. Кузнечик в целях самозащиты может ущипнуть своими мандибулами. Но это не больно и не представляет угрозы. Так же как и его попытка отбиться сильными задними ногами.
Ловить, жарить и есть насекомых, даже в целях кулинарного хулиганства, биолог тоже считает нецелесообразным. Да, они богаты белком, и в некоторых традиционных культурах их готовят в качестве экзотических блюд или средств народной медицины.
— Следует помнить, что насекомые часто бывают поражены специфическими болезнями и паразитами, лечение от которых для человека не разработано просто ввиду невероятности попадания в организм возбудителей заболеваний. Стоит ли подсаживать себе экзота, который подарит вам необычную и трудноизлечимую болезнь? Плюс ловля насекомых в хозяйственных масштабах, обеспечивающих нормальные количества пищи, — хлопотное и малопродуктивное занятие. Не стоит оно того, — рассуждает Николай Онистратенко. — Если же попадется краснокнижное животное, то возникает состав преступления. Проще говоря, если вы обожаете жареных сверчков или кузнечиков, лучше сходить в специализированный ресторан или поискать в гипермаркетах подобные продукты, чем бегать за ними по Центральной набережной. Сейчас эту экзотику масштабно выращивают на специализированных фабриках. Подобные диетические добавки становятся всё популярнее. К примеру, на прошедшем фестивале «ТриЧетыре» на площадке нашего Института естественных наук ВолГУ была представлена подобная добавка — мука из сверчков.
«Не стоит ловить и есть кузнечиков в Волгограде. Это на любителя. А для всех остальных ведь есть же пельмени!»