В Волгограде и области резко взлетели цены на углекислый газ. Поставщики сообщают о дефиците СО2 и серьезном сокращении его производства. А подорожание оставшегося сырья из-за усложнения логистики достигает 600%. О том, как это скажется на простом потребителе, поговорили с местным общепитом, мелкими предпринимателями и поставщиками углекислоты.
Обывателю новость о дефиците и подорожании углекислого газа ни о чем не скажет. Однако не все знают, что СО2 используется в производстве многих продуктов, которые мы регулярно употребляем. Это и пиво, и минеральная газированная вода, и лимонады. В сфере услуг и крупного производства углекислота используется при сварке.
Первыми ситуацию заметили самые близкие к простому потребителю — представители общепита и пивных магазинов.
— Недели две назад у наших партнеров газ просто пропал, — сообщили журналисту V1.RU в одной «разливайке». — Благо были запасы и быстро нашли, у кого еще остался. А потом он появился, но подорожал в шесть раз — с тысячи до шести тысяч рублей за баллон. В маленьком магазине растянуть один стандартный баллон можно на две недели. В магазинах крупнее — всего на неделю. Вот и считайте. Но мы цены пока не поднимаем, нам позволяют средства. Но что дальше будет, большой вопрос. Если тенденция сохранится, пиво пропорционально газу подорожает.
В премиальном пивном секторе ситуация такая же, но в их случае газ несильно влияет на затраты.
— Две недели назад наши поставщики объявили, что газа в Волгограде вообще нет, — сообщил владелец бара Nora craft beer pub Вячеслав Кузьменко. — Для всех, кто продает или производит пиво и лимонады, это удар. На этой неделе нам сообщили, что газ есть, но цена на него выросла в два раза. Цены поднимать мы не планируем. У нас и так пиво дорогое. Газ — это расходный материал, который несильно увеличивает наши затраты. Если бы в 10 раз подорожало, тогда цены бы подняли.
Для тех, кто не любит пиво или не пьет вовсе, объясним, что в баре или «разливайке» пиво и газ подаются на кран по отдельности.
Крупные производители справляются с ситуацией, но отмечают — их затраты растут.
— На данный момент на рынке наблюдаются определенные проблемы с поставками CO2, что связано с остановкой работы основного завода-производителя «ТОАЗ-Диоксид» с марта этого года, — сообщил исполняющий обязанности президента крупнейшей пивоваренной компании в России AB InBev Efes Ораз Дурдыев. — Кроме того, еще несколько заводов остановились на плановый ремонт несколько недель назад, а оставшиеся, даже работая на полную мощность, не могут покрыть образовавшийся дефицит. Как крупнейший игрок на рынке, мы сами являемся производителем CO2, который выделяется как побочный продукт при определенных производственных процессах. Таким образом, пока нам удается покрывать недостаток своими силами, перемещая газ между заводами, что, безусловно, влечет рост затрат для нас. По словам поставщиков, напряженная ситуация с СО2 прогнозируется до конца лета.
Но кто поднимает цены на газ? Поставщики — промежуточное звено между производителем (промышленниками) и коммерческим потребителем (бары, производители напитков и другие).
— Мы поставляем углекислоту на рынки Волгограда. Крупнейший поставщик углекислоты в России — это «ЕвроХим», — сообщили в ООО «Волгоградский кислород ТД». — Он поставлял удобрения в Европу и США, а углекислый газ получался побочным продуктом на производстве. Его если не реализовывали — он уходил в воздух. Поэтому и цена дешевая всегда на него была. Еще остановилось предприятие в Тольятти. Вот эти два предприятия 60–70% российского рынка обеспечивали. Вслед за этим, соответственно, цены и выросли.
По словам представителя компании, Волгоградская область — не самый пострадавший регион.
— Те цены, которые в Волгограде, — это ни о чем в данной ситуации. В Москве до 10 тысяч рублей за баллон доходило, — утверждает поставщик. — Но сейчас стабилизировалось немного, цена пошла вниз. Говорят, «ЕвроХим» вроде как запустили в оборонных целях. Стоимость углекислоты упала. А изначально было так. Мы сначала по 1000 рублей баллоны покупали, потом по 2000 стало, потом по 3000. И всё это за две недели произошло. А на предприятиях, которые специализированным производством углекислоты занимаются, цены совершенно другие.
При этом многие крупные покупатели углекислого газа не знают о ситуации у производителей и обвиняют во всем поставщиков. Из-за этого некоторым пришлось сбывать СО2 по себестоимости, чтобы не потерять постоянных клиентов.
Другой крупный поставщик углекислоты в Волгоградской области на условиях анонимности сообщил журналистам о других причинах дефицита и подорожания цен на газ.
— В России дефицит углекислоты связан с остановкой крупного производителя аммиака ООО «ТОАЗ-Диоксид» в Тольятти, — сообщил поставщик. — Углекислота получалась как побочный продукт при производстве аммиака. Основной продукт поставлялся в Одессу по огромной трубе. С марта завод стоит. У него мощность была 900 тонн в сутки. При этом аммиак продавать больше некуда из-за ограничений на экспорт. Вот картинка и складывается. Ни одного такого производителя в России больше нет. А сейчас еще сезон же. Углекислота не только в пивнушки идет, это еще газированная вода. У нас в Волгоградской области страдают крупные производители — Серебряковской минеральной воды, компания «ДОНА». Также углекислота используется в сварке на производствах крупных. Сейчас пошел сезон пива, минеральной воды — жара же. А крупнейший завод так и не заработал.
По словам собеседника редакции, сейчас ему приходится собирать газ по всей России. Из-за усложнения и подорожания логистики цена выросла в три раза.
Как журналисту V1.RU сообщил директор ООО «Тамерлан» — компании-владельца торговых сетей «Покупочка» и «ПокупАЛКО» Сергей Савонькин, в их магазинах цены на газировку пока не поменялись.
— От поставщиков нам пока не поступала информация о повышении цен, — сообщил Сергей Савонькин. — При этом отмечу, что, к примеру, негазированную воду у нас покупают 62% посетителей, а газированную — 32%. То есть у потребителя обычная вода всё же остается в приоритете.
При этом крупные игроки из сферы ритейла отмечают, что цены на газированную воду и так необоснованно высоки. По словам источника V1.RU в одной крупной торговой сети, себестоимость знакомых всем нам «минералок» по сравнению с отпускной ценой крайне мала.
— Им пора бы, наоборот, понижать цены, — считает собеседник редакции. — Ну какие там затраты? Скважина для воды, розлив, газ и выдувание бутылок. Сейчас доллар упал, хоть экспорт и ограничили, у них его особо-то и не было. Пора бы приспустить свои аппетиты.
Журналисты V1.RU направили запрос в АО МХК «ЕвроХим». Позднее, от ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» поступило письмо, в котором сообщалось, что АО «МХК «ЕвроХим» не находится под санкциями, а производство компании не останавливалось.