Бизнес обратился к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой сохранить хотя бы часть коллективов организаций всего частного сектора. Волгоградская «Деловая Россия» активно поддержала инициативу и не сомневается, что в ближайшее время будут предусмотрены меры поддержки частного сектора.
Письмо подписали президенты общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «OПOPA РОССИИ», общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор AO «Корпорация "MCП"», а также председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Авторы обращения попросили об отсрочке для учредителей, руководителей, главбухов, ИП, глав фермерских хозяйств при условии, что компания осуществляет деятельность более полугода.
— Призыв на воинскую службу данных категорий может привести к быстрой остановке работы компании, срыву выполнения контрактов и негативным последствиям для работников, поскольку требует передачи полномочий, оформления права подписи и иных правовых действий, требующих значительного времени, при этом в ряде случаев необходимы решения собрания акционеров и иных органов управления, а также другие длительные по срокам действия.
Кроме того, в таких компаниях — то есть работающих не менее шести месяцев — попросили не увольнять определенный процент сотрудников. Обязательное условие — трудовые отношения начались до 1 сентября 2022 года.
— Не менее 30% от общего количества работников, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, в случае, если численность занятых компании составляет более 15 человек; не менее 50% от общего количества работников, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, в случае, если численность занятых компании составляет менее 15 человек (включительно), а также в отношении компаний с непрерывным производством, стратегически значимых компаний, системообразующих организаций российской экономики, опасных производственных объектов и критических объектов инфраструктуры, включая организации, которые входят с организациями оборонно-промышленного комплекса в единую производственную цепочку и обеспечивают сырьевую, производственную и технологическую безопасность указанных предприятий.
Сопредседатель волгоградского реготделения «Деловой России», руководитель «Волгоградгражданпроекта» Андрей Куприков, будучи ярым сторонником спецоперации, тем не менее солидарен с коллегами в части необходимости поддержки бизнеса возможностью бронирования сотрудников.
— Всем нужно понять и принять, что страна вообще и ее экономика в частности сейчас находятся в экстраординарной ситуации. Некоторые вещи просто не были продуманы заранее. Однако это не означает, что исправить ничего нельзя. Поправки в действующее законодательство, разъяснения Минобороны в части работы частного сектора нужны и наверняка в ближайшее время состоятся. Мы видим, что правительство как никогда активно реагирует на поступающие сигналы. Полагаю, скоро будет четкая позиция и по функционированию бизнеса в условиях специальной военной операции, — пояснил господин Куприков.
Как отмечает сопредседатель «Деловой России», речь идет о среднем и малом бизнесе, который обеспечивает рабочими местами значительную долю трудоспособного населения.
— Мобилизовать главбуха или гендиректора с правом подписи — значит полностью остановить работу организации, лишив всех сотрудников возможности трудиться и зарабатывать. Простой и понятный пример — мобилизация фермера в Городищенском районе. Последствия катастрофические. Кому от этого хорошо? — интересуется Андрей Куприков. — Также нужно понимать, что работа может встать из-за отсутствия ключевых сотрудников — к таковым, например, относятся лицензированные специалисты. Нюансов очень много, всё нужно продумать. Отсрочка нужна в любом случае, как минимум найти замену или передать дела.
Многие законы, говорит сопредседатель «Деловой России», писались еще при советской власти, поэтому законодателю предстоит большая работа.
— Бизнес создается годами. Бросать его нельзя. Я считаю, не такая уж и большая проблема для государства — найти актуальные в условиях спецоперации механизмы поддержки.
Более двух десятилетий строил свой бизнес мобилизованный индивидуальный предприниматель Гордей Васильев. Его супруга Анастасия Васильева помимо переживаний за мужа озабочена проблемой сохранения его дела — у ИП множество контрагентов, кредитные обязательства, а также работают три человека, получающие по 60 тысяч рублей, причем «белыми».
— Это замкнутый круг. У нас есть договоры, которые нужно исполнить не прямо сейчас, а, например, через полгода: привезти товар, разгрузить, смонтировать. Делается это из оборотных средств, которые должны пополняться. Пополнять их невозможно: муж мобилизован. Помимо того, что мы работаем в первую очередь на его репутации и авторитете, пользоваться его электронной подписью просто незаконно. При этом уже в понедельник банки списали очередные платежи по кредитам — как мне объяснили в банках, нет вообще никаких оснований, чтобы как-то менять условия кредитования. Соответственно, если вдруг на счетах не хватит средств, их заморозят. Тогда и зарплату будет не с чего платить, и исполнять договоры, — перечислила Анастасия. — Параллельно проблемы возникли с заказчиками — у нас уже есть случай отказа платить по договору из страха, что мы не сможем исполнить свои обязательства, поскольку Гордея мобилизовали.
Мужчина, находясь на полигоне, думает в первую очередь не о себе, а о своих сотрудниках и контрагентах. Если его бизнес закроется, пострадает не только семья Васильевых, но еще как минимум три.
— Простой пример: однажды мы заплатили аванс на день раньше, а зарплату — как обычно. Разрыв в один день оказался формально незаконным — штраф по 50 тысяч на каждого. Представьте, чем грозит всё мною ранее перечисленное, — отметила Анастасия. — Более того, напоминаю, у нас есть заказчики. Из-за всего этого — разумеется, не по собственному желанию — мы можем их подвести. Очень надеюсь, что будут приняты законодательные изменения, которые позволят нормально работать и исполнять свои обязательства — перед контрагентами и сотрудниками.