Учитель русского языка и литературы средней школы № 55 «Долина знаний» Советского района Волгограда Лариса Арачашвили стала абсолютным победителем национального конкурса «Учитель года — 2019». Церемония награждения прошла в Москве в Кремлевском дворце. V1.RU пообщался с талантливым педагогом.
— Попробовать свои силы в конкурсе мне предложил директор моей школы, Петр Байкалов, — рассказывает Лариса. — В 2017 году он стал лауреатом национального конкурса, вошел в число 15 лучших педагогов. В прошлом году он стал директором новой школы, пригласил меня работать и сказал, что, наверное, у меня получится показать достойный результат на конкурсе «Учитель года». Я послушалась — и вот я здесь!
На региональный этап Лариса Арачашвили пошла самовыдвиженцем.
— Нас, самовыдвиженцев, было несколько, — продолжает Лариса. — Для нас приготовили дополнительное испытание. Что-то вроде публичной лекции. Раздали темы, дали 40 минут на подготовку, после чего мы представляли свои размышления членам жюри. Тему, если честно, сейчас уже не помню. По-моему, «Современное и традиционное образование». Победитель регионального этапа автоматически ехал на российский этап конкурса. Я хотела это сделать, хотела попробовать свои силы и попробовала.
— Национальный конкурс. Как он проходил?
— Конкурс проходил в три этапа. В каждом — по два состязания. В этом году немного изменили положение о конкурсе. Раньше первым был методический семинар, а сейчас — урок. Я считаю, это правильно. Ведь мы педагоги, и самое важное то, как мы даем уроки. Второе испытание — внеурочное мероприятие. Ведь мы еще и классные руководители, воспитатели. И с этой функцией тоже должны справляться на отлично.
По результатам этих испытаний определились пятнадцать лауреатов. Я оказалась в их числе. Потом еще два испытания — мастер-класс и образовательный проект, где мы работали командами по пять человек. После второго этапа осталась пятерка лучших. Победителей.
Третий этап был уже в Москве. Он тоже состоял из двух испытаний: публичной лекции, которую мы в течение семи минут читали перед большим жюри, и разговора с министром. В третьем туре определяют абсолютного победителя.
— Что было самым сложным в конкурсе?
— Выйти на сцену перед большим жюри. Там сидели люди, которые стали иконами образования. И ты — маленький учитель, из не очень большой школы, не очень большого города… Вот это было сложно в эмоциональном плане. Но в какой-то момент я решила для себя, что члены жюри — тоже люди. А я сделаю то, что умею и как умею. И не важно, на сколько они это оценят. Главное — они, возможно, укажут мне на мои недостатки, и я могу стать лучше. Это уже дорогого стоит.
— Можете вспомнить свои ощущения, когда вас объявили победителем?
— В этот самый момент я набирала СМС своей маме. Я очень переживала за ее эмоциональное состояние, а она переживала (да и переживает) за меня — что я плохо кушаю, плохо сплю, много работаю… Как и любая мама. Она смотрит трансляцию, время уже позднее. Я ей пишу: «Мама, всё хорошо, не переживай, пожалуйста, ложись спать, я уже победитель». И тут — начинают зачитывать победителя: «Учитель русского языка...»
В голове сразу: «Стоп! Учитель русского языка в пятерке победителей — я одна...» А я сижу, вся обложенная букетами, с маленьким пеликаном… Не ждала, не готовила речь… Наверное, это было даже видно.
В первый момент — ощущение, как будто внутри меня взорвалась бомба. «Бум» — и оглушающая тишина. Очень боялась упасть в обморок. Меня даже на сцене поддерживали: «Пожалуйста, только не упади!» Эмоции были настолько сильными, что даже не могу сказать, что именно чувствовала. Была радость, был страх, было понимание того, что прямо сейчас начинается важный период в моей жизни. Хотя мы все настраивались на то, что это всё заканчивается, что мы достойно прошли этот путь… И тут понимаешь — что для тебя ничего не заканчивается. Наоборот, всё только начинается и что на твоих плечах лежит огромный груз ответственности. Я его даже почувствовала физически. На этот год я становлюсь флагманом педагогического сообщества, его лицом. И уставать в этом году я просто не имею права!
— Ваши ученики — наверняка они за вас болели?
— У меня было порядка 300 сообщений в соцсетях, плюс сторис, плюс СМС… Была огромная поддержка. Самое дорогое для меня — фраза моих детей: «А мы вам говорили!» Когда объявляли результаты, сказали, что меня поддержало детское жюри. Отрыв между нами, победителями, был очень маленьким, и поддержка детей помогла мне победить. И это для меня самая большая победа — что меня оценили дети. Это безумно приятно, когда мои ученики пишут: «А вы нам не верили, что вы самая лучшая». Это действительно дает силы двигаться дальше и быть лучше. Когда в тебя верят, то и плечи распрямляются.
— Статус «Учитель года» повлияет на вашу дальнейшую работу?
— Однозначно да. Я не имею права понижать планку, я всегда должна быть готова на 100%, должна быть профессионалом во всех смыслах. Знать предмет, понимать детей, разбираться в воспитании, образовании, быть в тренде современных веяний, понимать политику, даже государства, в отношении образования. Это всё сложно, мы немного не приучены к этому. Мы занимаемся маленьким делом, а тут круг моей ответственности расширился. Но, я думаю, это поможет мне вырасти. Быстро. Рывком. За год. Выбора у меня нет. Говорят, расти больно, это процесс непростой, иногда вызывает отторжение. Но надо просто смириться с тем, что будет непросто.