В Государственной думе РФ предложили увеличить предельный возраст ректоров вузов до 70 лет, а во главе учёных советов ставить президентов. Ректоры ведущих волгоградских вузов 28 ноября не сошлись в едином мнении, насколько целесообразно менять действующие правила.
«Опыт набирается к 60-летнему возрасту»
— С предложением увеличить предельный возраст должности ректора вуза до 70 лет обратились ещё в марте ректоры российских университетов, — сообщает V1.RU со ссылкой на пояснительную записку к законопроекту. — Они считают, что это позволит сохранить ректоров, которые смогут поддержать устойчивое развитие учебных заведений. Если ректор поддерживается коллективом, то это — залог успешной работы. По Трудовому кодексу большая часть ректорского корпуса нашей страны, где средний возраст колеблется в границах 60–70 лет, поставлена под удар.
Авторы законопроекта посчитали это ошибкой.
— Этим ослабляются позиции отечественной высшей школы, — пришли к выводу депутаты. — Именно опытные и мудрые люди должны работать в руководстве вузов. Руководители в этих сферах должны определяться по результатам их работы, а не по возрастным данным. Предложение увеличить предельный возраст обусловлено сложившейся общемировой и российской практикой высшей школы, а также глобальной тенденцией к изменению границ зрелого и пожилого возраста.
Депутаты ссылаются на выводы экспертов.
— Согласно экспертным данным, в науке и образовании опыт, необходимый для руководящей работы, оптимально набирается приблизительно к 60-летнему возрасту, — отмечено в документе. — Кроме того, специфика сферы высшего профессионального образования такова, что оптимальный период работы хорошего руководителя на одном месте составляет не менее 10–15 лет. Именно за это время удается достичь хороших показателей работы.
Не формальный, а реальный статус
Другой законопроект предлагает сделать президентов вузов председателями учёных советов.
— Такая мера должна придать статусу президента вуза не номинальное, а реальное значение в образовательной среде, — уверяют депутаты Государственной думы РФ. — Очень часто президентами вузов становятся люди с богатым опытом работы на должности ректора, и, благодаря накопленным профессиональным компетенциям, могут реализовать глобальные научно-практические задачи.
Руководство главным органом управления вуза придаст, по замыслу авторов идеи, президентам не формальный, а реальный статус.
— Председательство учёным советом обеспечит сбалансированное равенство в руководстве образовательной организации высшего образования, не нарушив принцип нерушимости единоначалия, — гласит пояснительная записка законопроекта. — В учёном совете сможет максимально реализоваться весь полезный потенциал президента вуза. Принятие законопроекта будет способствовать трансформации почётного статуса президента вуза в реально действующий.
«Возможно, вредная должность»
Директор Волгоградского института управления РАНХиГС Андрей Осипов одобряет только одно из предложений Госдумы.
— Современные реалии, а именно изменения в пенсионной реформе, логично подводят к повышению возраста руководителей высшей школы, — говорит Андрей Осипов. — Увеличение до 70 лет предельного возраста ректоров считаю целесообразным. Житейская мудрость, наработанный опыт — нужное и необходимое дополнение к управленческим качествам руководителям.
Привёл директор и конкретные примеры.
— К тому же в современной России есть позитивные примеры эффективного и грамотного управления вузом: Виктор Садовничий в возрасте 80 лет возглавляет, и заметьте, вполне успешно, МГУ, — напомнил директор Волгоградского института управления РАНХиГС. — В Волгограде во главе госуниверситета до своего 71-летия работал Максим Загорулько. Владимир Петров ушёл с поста ректора ВолгГМУв возрасте 68 лет. Примеров достаточно.
В целесообразности «реформы» по президентам вузов Андрей Осипов выразил сомнение.
— А вот должность президента вуза, которая в большинстве своём является только почётной, принципиально считаю не нужной, а возможно, и вредной, — отметил директор. — Так как она может провоцировать лишние конфликты внутри коллектива. Чем проще система управления — тем она эффективнее. Подчеркнуть статус можно и другими способами, которые есть в наличии у любого вуза — член ученого совета, почетный профессор и тому подобное. Тем более что, как правило, авторитет людей, выбираемых на должность президента вуза, работает сам за себя.
«Это не очень умное предложение»
Ректор Волгоградского института бизнеса Андрей Ващенко полностью раскритиковал инициативы депутатов.
— У нас в Российской Федерации ректоры в государственных вузах — это небожители, — считает Андрей Ващенко. — До этого придумали должность президента вуза, чтобы, несмотря на достижение предельного возраста, ректоры оставались на полном государственном обеспечении. При этом они ни за что не несут ответственности. Это своеобразная почётная пенсия на государственном содержании.
Реформа приведёт, по мнению ректора института бизнеса, к снижению статуса ректора.
— Должность президента, по сути, не несёт никакой нагрузки ответственности, — уверен Андрей Ващенко. — А теперь президент будет ещё и председателем учёного совета — ключевого органа, который принимает все важные решения. Это, на мой взгляд, принижает значимость должности ректора, который в конце концов отвечает за вуз в целом и несёт ответственность как первое лицо.
Задумку депутатов Андрей Ващенко считает не очень «умной».
— Я не вижу в этом демократических начал. Президент сможет оказывать влияние и давление на ректора. Ничего хорошего я в этом не вижу. Это нарушение принципа единоначалия, — отметил ректор Волгоградского института бизнеса. — Причём президентская должность, как правило, абсолютно формальная, а полномочия могут стать очень серьёзными. У ректоров в вузах появятся теневые руководители. Глава учёного совета — фактически руководитель вуза. Учёный совет может принять практически любое решение по жизнедеятельности вуза. На мой взгляд, это не очень умное предложение.
«Тогда нужно пересматривать полномочия всех органов управления вузом»
Принципиально аналогичного мнения, только с другой аргументацией, придерживается ректор ВолГУ Василий Тараканов.
— Честно говоря, я не совсем понимаю смысл повышения предельного возраста ректоров до 70 лет, поскольку сейчас Трудовой кодекс РФ позволяет учредителю продлевать контракт с ректором до 70 лет в случае одобрения учёным советом, — говорит Василий Тараканов. — И так правовые основания у учредителя есть. Что касается председательства во главе учёного совета президента, то я, откровенно говоря, против. Я полагаю, что председателем должен быть только руководитель вуза, а именно ректор.
Ректор госуниверситета уверен, что председательство президентов возможно только при полном реформировании органов управления вузом.
— Если возглавлять учёный совет будет не ректор, это понизит статус учёного совета и создаст правовую основу для конфликта между ректором и президентом, — отметил Василий Тараканов. — Или если принимать такое решение, то это должен быть не просто закон о председательстве президента, а нужно пересматривать полномочия всех органов управления вузом: и учёного совета, и наблюдательного совета, и ректора, и президента. Одним предлагаемым законом подобные вопросы решать, на мой взгляд, нельзя. Если всё останется так, как есть в законе об образовании в Российской Федерации, то, я считаю, это неправильное решение.
По мнению ректора, у президентов вузов и так много полномочий.
— У президента есть большие возможности реализовывать свой потенциал, если он ещё не реализовал себя, когда был ректором. Президентом, как правило, становится человек, проработавший какое-то время время ректором в вузе, — говорит Василий Тараканов. — Когда эту должность вводили, предполагалось, что президенты будут заниматься разработкой стратегии развития вуза, представлять его по согласованию с ректором во внешних органах, внешней среде. Это достаточно важная вещь, потому что президент — человек достаточно авторитетный не только внутри вуза.
Президентам есть чем заниматься.
— Они призваны помогать ректорам выстраивать отношения с внешней средой. Обычно президент принимает участие и в работе попечительского совета, а это как раз взаимодействие с людьми, заинтересованными в развитии вуза, — пояснил ректор ВолГУ. — Авторитет президента как бывшего ректора помогал бы развивать попечительский совет, фонд целевого капитала, привлекать дополнительные финансовые ресурсы в виде благотворительных взносов или ещё каких-то в вуз. По-моему, этим заниматься можно очень много, весь рабочий день. Потому что у ректора зачастую на такие вот вещи времени остаётся очень мало. А делить власть и назначать президента во главе ученого совета... Мне кажется, повышение предельного возраста ректоров не очень нужно, а законопроект по расширению полномочий президентов вузов — неправильный. Поэтому надеюсь, что эти законы не примут.
«Многие вещи ректор не может принять самостоятельно»
Почётный гражданин города-героя Волгограда, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, академик Российской академии наук, член Оксфордского Клуба ректоров Европы Владимир Петров считает, что для медицинских вузов предложения депутатов весьма разумны.
— Я одобряю продление полномочий ректора, — поделился президент ВолгГМУ Владимир Петров. — На Западе принято, что ректор является менеджером, а в России и многих других странах ректоры — одни из ведущих учёных своих вузов. Нас осеняет обычно к старости. К 60 годам начинает созревать мудрость, и всё анализируется совершенно иначе. Накапливаются какие-то факты в своей науке по своей проблеме, которые выражаются в форме статей и диссертаций. К этому возрасту уже можешь создать какую-либо теорию, новый способ лечения. Бывает, что начинаешь понимать, откуда возникла та или иная болезнь. Медицина —самая упорно развивающаяся отрасль. Если раньше было достаточно обычных анализов и уха врача, то сейчас одна и та же болезнь у пациентов течёт и лечится по разному. Если раньше рак четвёртой стадии был приговором, то сейчас возможно продлить жизнь до 7 лет.
При этом бывший ректор волгоградского медуниверситета выступил за сокращение срока ректорства.
— Другое дело, что не надо засиживаться. Проработал два срока — 10 лет — и надо уступать место молодому приемнику, — считает Владимир Петров. — И ректора надо воспитывать в стенах своего вуза. В нескольких волгоградских серьёзных вузах подходят именно так и готовят смену заранее. Поэтому, например, в политехе смена руководства прошла очень гладко. Без скандалов, каких-то писем и ссор. Народ был готов, что есть человек, которого мы все знаем со всеми достоинствами и недостатками, в науке, вплоть до уровня IQ.
Владимир Петров подчеркнул, что для медицины преемственность — это традиция.
— В медицинских вузах в целом по стране всё проходит преемственно, можно сказать, династично, — отметил выдающийся волгоградский медик. — Я врачебный ребёнок, предыдущее поколение тоже медицинское. Что касается менеджмента, то без него уже некуда. Тем более переход на платное образование, а оно уже фактически платное. У нас, например, в вузе, половина мест бюджетных, половина платных. И всё равно народ идёт. И нужно быть готовым, чтобы обучать тех, кто идёт с более низкими баллами на платное. Чтобы они не просто заплатили за семестр деньги и получали удовлетворительную оценку. Есть вузы, которые нуждаются в рекламе и менеджменте. Мы, например, не нуждаемся. Уже 60 лет, как мы готовим врачей из студентов 160 стран. Всего почти 30 тысяч человек. У нас есть лицензия, по которой им не нужно пересдавать экзамены у себя на родине.
Одобрил Владимир Петров и расширение полномочий президентов вузов.
— Я уже три недели, как президент, и сказать, что страшно доволен, не могу. Но я знаю точно свои обязанности, — поделился президент ВолгГМУ. — По старому положению, президент вуза является заместителем председателя учёного совета. А председатель по закону о высшем образовании всегда первое лицо вуза — ректор. Но я не возражаю, чтобы президент возглавил учёный совет, потому что это относительно независимый и опытный человек. А учёный совет — это высший орган управления вузом. Многие вещи ректор не может принять самостоятельно, от финансовых до учебно-методических вопросов. Но этот вопрос в любом случае требует обсуждения.