Директор Лицея № 5 Волгограда, глава комитета по образованию городской думы Лариса Тропкина 22 мая объяснила невыставление школьникам годовых оценок с учётом дистанционного обучения желанием снять возникшую напряжённость.
— Комитет образования Волгоградской области рекомендовал муниципалитетам не выставлять итоговые оценки за третий триместр, во время которого дети учились дистанционно, — рассказала корреспонденту V1.RU Лариса Тропкина. — Те, в свою очередь, рекомендовали это образовательным учреждениям. Но итоговое решение принимали директора учебных заведений.
В Лицее № 5, как и в остальных учебных заведениях Волгограда, оценки за удалёнку выставлять не стали.
— Мы решили прислушаться, потому что хотели снять напряжение, — пояснила директор Лицея № 5. — Многие хотели получить оценки, в табель их все выставили, и ни одна хорошая оценка не пропадёт. Дети, которые трудились, свои оценки получат. И самое главное, труд учителей не пропадёт.
Не все школьники имели равные возможности учиться из дома.
— Такое решение было принято, чтобы, ещё раз подчеркну, снять напряжённость, потому что многие родители высказывали опасения, что эти оценки могут плохо повлиять на выставление годовых, — отметила Лариса Тропкина. — Не у всех ребят была возможность прислать домашние задания или выйти в онлайн. У всех разные возможности.
Полноценным дистанционное обучение глава комитета по образованию Волгоградской городской думы не считает.
— Всеобщее дистанционное обучение проходило в режиме эксперимента. Поэтому всем была дана установка, чтобы годовая оценка выставлялась в пользу ребёнка, — говорит Лариса Тропкина. — Если ребёнок учился хорошо, то дистанционное обучение не должно повлиять на понижение отметки. Опять же, очень многие дети старались, трудились, и педагоги проверяли задания день и ночь, оценки ставили. Они никуда не делись и остаются в «Сетевом городе». Если оценка во время дистанционного обучения была выше, чем до этого, то её учитывали. Если наоборот, то не учитывали.
Оценки школьников за учёбу на удалёнке никуда не делись.
— В Лицее мы приняли решение, что будет отдельно выставляться оценка за дистанционное обучение, но она никуда не будет идти. Это будет наш внутренний табель, — отметила директор Лицея № 5. — Интересно же было, как дети учились, сколько они выполнили всего. Большинство родителей и детей откликались на все творческие задания. И конечно же хочется их поощрить. У нас в Лицее есть премия — «Лучший ученик года». Мы решили добавить ещё и «Лучший ученик дистанционного обучения».
Выставлять всем школьникам оценки за дистанционное образование Лариса Тропкина считает несправедливым.
— Все, кто не спал день и ночь, выполнял задания, получал пятёрки — они их получат, и на годовую оценку они повлияли, — уточнила депутат гордумы. — А у кого не было возможности учиться — должны получить двойки, что ли? Поэтому и не стали выставлять. Это же был эксперимент. Мы вместе с родителями, детьми начинали его. Что-то отрабатывали. Были проблемы, учились и ночью. Но потом начали всё корректировать.
Глобальные выводы о дистанционном обучении пока делать рано.
— Мы будем подводить итоги дистанционного обучения, анализировать, обобщать их. Это интересный опыт, и всё, что подходит, мы возьмём с собой в реальное обучение, — говорит Лариса Тропкина. — Кому-то из детей удобнее передавать задания учителю по электронной почте. Почему бы и нет? Но вначале всё нужно проанализировать.
Дети по-разному перенесли дистанционку.
— У всех учёба сложилась по разному, — поделилась Лариса Тропкина. — Свою роль сыграло очень много факторов. Например, во время не дистанционного обучения педагогу по 10 раз приходилось ученику показывать и указывать, что делать. А на дистанционном он был впереди планеты всей. Присылал задания, выкладывал видео. Просто для его характера, наверное, дистанционное обучение, хотя если быть точнее — электронное, лучше. Ему больше это нравится. Но есть дети, которые наоборот, говорили, что стесняются записывать себя, и не хотели этого. Это всё индивидуально. Мастерство педагога и заключается в том, чтобы увидеть это у ребёнка.
Директор признаёт, что учителям период дистанционного обучения дался тяжело.
— Учителям было гораздо сложнее, — говорит директор Лицея № 5. — На них легло очень много дополнительной работы. Казалось бы, они дома, и всё должно быть хорошо, но увеличилось количество проверяемых работ, сильно уставали глаза от долгой работы за компьютером. Если детям корректировали объём и режим дистанционного обучения, то учитель не мог сказать: «Всё, я больше не хочу проверять».
Позитивный опыт дистанционки планируют применять в волгоградских школах.
— По результатам третьего дистанционного триместра можно сказать, и с этим, я думаю, согласятся все участники учебного процесса, — реальное образование и живое общение не заменить никаким электронным, дистанционным способом, — отметила Лариса Тропкина. — Но полученный опыт конечно же нам поможет в дальнейшем. В тех случаях, когда ребёнку невозможно посещать школу, либо во время его длительных поездок, когда необходимо продолжать обучение. В таких случаях дистанционное обучение просто незаменимо. Уже сейчас мы можем сказать, что многие школы освоили его и смогут применять в случае необходимости.
Критикам невыставления оценок школьникам за учебу на удалёнке Лариса Тропкина советует пересмотреть своё отношение.
— Если человек позитивно смотрит на мир, то он и в этой ситуации будет реагировать понимающе и позитивно. Режим самоизоляции по разному влияет на людей, — говорит директор Лицея № 5. — В конце концов, самое главное — не оценки, а чтобы дети получили знания. Пусть и в этих непростых для всех условиях. Чтобы они были заняты, и правильно был обустроен их быт. Я призываю всех, обращаясь к тем, кто пишет негативные комментарии о не выставлении оценок и дистанционном образовании, — не нужен нам этот негатив. Главное, чтобы все были здоровы. А остальное всё вытянем. Придём 1 сентября и доучим всё, что не доучили. Вспомним то, что выучили.
Лариса Тропкина советует родителям позитивнее относиться к происходящему.
— Будем рады, что в нашей копилке появилось очень много интересных, активных заданий, приёмов, форм, которые мы в течение этого времени отработали и наработали. Сложилась слаженная система взаимоотношений классных руководителей в чатах с родителями. Давайте наслаждаться общением, — говорит директор. — Я недавно общалась с мамой 10 детей. Она сказала, что в её семье все довольны этим временем, потому что все побыли вместе, говорили, узнавали о проблемах друг друга. Могли поиграть, пообщаться. На что раньше времени не было. Люди могут на любую ситуацию посмотреть с хорошей стороны.
Во время дистанционного обучения прибавилась работа у школьных психологов.
— Изначально мы нацеливали школьных психологов, что они будут снимать напряжённость со всех участников процесса — родителей, учеников, учителей. Психологи готовили памятки, инструкции, пожелания и просто даже картинки, позволявшие улучшить настроение, — поделилась Лариса Тропкина. — В случае необходимости психологи созванивались с детьми, разговаривали. Был случай, что выезжали домой к школьнику. У психологов тоже было много работы.
Дети на удалёнке сталкивались с различными трудностями.
— Вообще мы готовим детей к тому, чтобы они справлялись с трудностями. Ведь беда современных школьников в том, что мы хотим всё им дать, гладим по головке, делаем всё, чтобы у них не было никаких трудностей, — отметила Лариса Тропкина. — А ведь учёба, труд и вся жизнь состоят именно из преодоления препятствий. Точно так же и в семье — если готовы к каким-то изменениям, к тому, чтобы провести время и понять, что его нужно сделать комфортным и полезным в плане пребывания детей дома, тогда всё будет хорошо.
Психологи призывали к позитивному настрою.
— А если человеку в жизни всё не нравится, то и дома ему тоже ничего не будет нравиться. У психологов была задача помочь таким семьям, — говорит депутат гордумы. — Я сама писала обращение к родителям, что можно делать с детьми, как распределять время, чтобы всем было хорошо и все получали удовольствие от учебного процесса. Я даже шутила, что у нас появилась возможность получить второе бесплатное образование.
По мнению Ларисы Тропкиной, гневные высказывания волгоградцев в адрес дистанционного обучения только мешали ученикам и педагогам.
— Я призываю подходить к сложившейся ситуации логично, с практической точки зрения, а не как, вы уж простите конечно, мы ещё не успели начать, а уже все объявили, что дистанционное обучение провалилось. Так нельзя! — заявила директор Лицея № 5. — Мы же работаем с сознанием детей и не должны внушать им негатив. Им только предстояло учиться, а мы им говорили, что всё провалилось. Теперь мы можем повернуться назад и посмотреть, что ничего не провалилось, всё состоялось.
Лариса Тропкина считает, что общая ситуация с коронавирусом повлияет на детей.
— Мне кажется, что у растущего поколения на фоне общей ситуации с коронавирусом сознание повернётся в сторону того, что изменятся ценности образования, общения. Ценности того, что мы не получаем всего просто так, — рассуждает Лариса Тропкина. — Этот период совпал с празднованием Победы, которое прошло в семейном кругу. И ценность от этого не ухудшилась, а наоборот. Мы проводили сочинение на тему «История семьи — история страны». И очень многие писали письма благодарности за то, что нашлось время лучше узнать историю своей семьи, собрать её. Для детей было открытием, что в каждой семье есть свой родной герой.
Директор Лицея № 5 считает, что борьба с коронавирусом повлияла абсолютно на всех.
— Это время посмотреть внутрь себя, провести ревизию ценностей в семье, навести порядок, — считает Лариса Тропкина. — Мы куда-то всё время бежали, а теперь остановились и очень многое переосмысливаем. Пришла мысль, что это время семейного времени. Пересмотреть свои жизненные принципы пришлось, наверное, каждому. Увидеть что действительно ценно и дорого, а что нет. Это как на пожаре, когда у человека выбор, что спасать от огня, а что придётся оставить.
Всю информацию о коронавирусе узнавайте в режиме онлайн.