Сегодня, 19 сентября, Волгоградский областной суд рассмотрел апелляционную жалобу уволенного из ВолГУ преподавателя, доцента кафедры конституционного и муниципального права Романа Мельниченко.
По версии вуза, кандидат юриспруденции грубо нарушил свои трудовые обязанности, прогуляв работу, а также совершил аморальный поступок.
Господин Мельниченко в ВолГУ трудился на 0,5 ставки в должности ведущего научного сотрудника и на 0,1 ставки — преподавателем. Договор с ним был расторгнут 15 апреля.
— Из представленных суду документов следует, что в результате проведенной проверки дисциплинарной комиссией установлен факт неисполнения ведущим научным сотрудником кафедры конституционного и муниципального права Мельниченко Правил внутреннего трудового распорядка в части нарушения режима рабочего времени. Кроме того, являясь доцентом кафедры конституционного и муниципального права, Мельниченко распространял недостоверную общественно значимую информацию в сети Интернет, что нарушало основные моральные нормы общества и представляло потенциальную угрозу для нравственности обучающихся, — объяснили V1.RU в объединенной пресс-службе судов региона.
Эти аргументы в суде первой инстанции, Советском районном, и пытался оспорить Мельниченко. Но судья Татьяна Макарова 23 июня, выслушав и представителя вуза, и уволенного преподавателя, не нашла оснований восстанавливать Мельниченко на работе. Он с этим не согласился и продолжил настаивать на своем уже в апелляции.
Прогул был зафиксирован 12 апреля, соответственно, о своем распорядке в этот день и рассказал суду Мельниченко.
— С 08:15 до 12 часов я как ведущий научный сотрудник готовился к конференции. Это было в библиотеке. Также я был тогда в «Точке кипения» — я обычно там провожу лекции. Даже помню книгу, которую я взял, — это трактат Гуго Гроция «О праве войны и мира». Затем в 12 я поехал домой и с часу до трех проводил занятия, в такой же манере, как все преподаватели нашего вуза уже три года, с начала пандемии. Затем я поехал в физический корпус ВолГУ, где был до шести вечера. Тогда были модульные контрольные работы, и я должен был взять у студентов-математиков ведомости. Я их взял. Ни о каком прогуле речи не идет. Я весь день выполнял свои обязанности.
В апелляции выступила заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Марина Давыдова, которая, как оказалось, разговаривала с Мельниченко о его высказываниях, касающихся специальной военной операции, рекомендовав воздержаться от каких-либо заявлений, поскольку ВолГУ — высшее учебное заведение, которое политически абсолютно нейтрально.
Также в качестве свидетеля была приглашена заместитель начальника управления кадров Ольга Ракшина. Она дала пояснения по тому, как составлялись документы на увольнение. В частности, Мельниченко и его адвоката волновало, почему госпожа Ракшина задержалась на работе, чтобы оформить выводы комиссии, искавшей Мельниченко на кафедре, где, по словам заведующей, он и должен находиться. Ключевой вопрос — на каком основании, как выразился Мельниченко, Ракшина «продлила свои должностные полномочия за пределы рабочего времени», если на то не было отдельного приказа ректора ВолГУ Аллы Калининой.
— Я часто остаюсь после работы, если считаю, что не справилась в рабочее время. А сейчас у меня, например, обеденное время. Но я нахожусь здесь, по собственной воле, — уточнила она.
Прокуратура была крайне немногословна.
— В ходе судебного заседания установлено, что истец нарушил режим рабочего времени, что выразилось в его отсутствии на рабочем месте, а также на территории университета, — заявил в ходе судебного заседания представитель прокуратуры Тришкин.
В прениях Роман Мельниченко, сам будучи юристом, обратился к суду, призвав судей в составе трех человек служить богине Фемиде.
— Вот захотел ректор, раз — и уволил! А оснований нет. Будьте юристами, наша богиня — Фемида, — перед оглашением решения обратился к судьям господин Мельниченко. — Мы над этим всем. Мы ей служим. Я предлагаю вам служить не конкретным людям, а богине Фемиде.
Фемида была не на стороне Мельниченко, в иске ему отказали. Решение вступило в законную силу.