В Волгограде школьник с психическим расстройством регулярно избивает одноклассников, а накануне воткнул ручку в руку педагога. По словам родителей остальных учеников, уже два года один ребенок терроризирует остальной класс. Дошло до того, что детей перестали отпускать на уроки: опасаясь за их жизнь, все 29 семей объявили бойкот и не ходят на занятия.
В то же время мама особенного ребенка утверждает, что он имеет полное право учиться со всеми детьми, а следить за его поведением должен тьютор, на которого государство выделило деньги, вот только персональный наставник появился спустя два года обучения и не имеет должной квалификации. Пока руководство школы и департамент образования думают, что делать с проблемным ребенком и классом, разбираемся в неоднозначной ситуации.
«Бегает и кричит "Я всех убью!"»
Закон запрещает нам писать настоящее имя ребенка с психическим расстройством, поэтому в этом тексте мы используем псевдоним — Кирилл.
Алевтина Теселкина — многодетная мама. У нее три сына. Все воспитываются в полной семье. Один еще совсем маленький, другой — в начальной школе, третьему уже 15 лет. Муж Алевтины работает, сама она сейчас находится в декрете по уходу за младшим.
Средний сын — Мирон — учится в начальных классах гимназии № 16 Тракторозаводского района Волгограда. По словам женщины, в их классе есть проблемный мальчик, который достает других детей с самого начала обучения.
— В нашем классе есть мальчик-инвалид. Он терроризирует класс уже второй год, — сообщила Алевтина Теселкина. — Его диагноз мы не знаем. Но его мама всюду говорит, что он инвалид. Он ходит во время уроков, кричит. Ему говорят сесть, а он не слушает. В администрации школы говорят, что он имеет полное право учиться в обычной общеобразовательной школе, он имеет право вставать во время урока и кричать. А наши дети, получается, прав не имеют. Ладно, в первом классе он просто кричал. Но под конец того года мы начали бить тревогу. Во втором классе он уже начал поднимать руку — бить учителя, мальчиков, девочек, отбирать телефоны. Он достаточно крупный ребенок — в два раза больше моего сына. Его не могут оставить на второй год, потому что по успеваемости он достаточно хорошие показатели показывает.
Алевтина уверена, что все конфликты между ним и остальными учениками происходят не на типичной для детей почве, а исключительно из-за особенностей этого ребенка.
— Последний раз в понедельник, 15 мая, мне сын позвонил после урока математики и сказал: «Мам, меня Кирилл ударил по спине, у меня болит спина». Я сразу позвонила учительнице. Она рассказала, что во время урока Кирилл подошел и со спины ударил Мирона по шее. Я быстро собралась, прибежала в школу за 10 минут, начался следующий урок. Я пошла к завучу. У нас в классе есть камеры видеонаблюдения. Я попросила, чтобы мне показали запись. Они сначала не хотели, но потом показали.
«Кирилл агрессивный, ходит и кричит: "Я всех убью!" Заходит в другие классы, пугает других детей»
За Кириллом закреплен тьютор, который должен следить за ребенком, не отходя от него.
— На видео видно, что начался урок, Кирилла не было. Он обычно гуляет и минут через 10–15 после начала урока приходит. Когда захочет, в общем, — сообщила мама Мирона. — Я вижу по камере, что он зашел в класс с тьютором, сел за парту. А потом встал и начал что-то кричать. Как рассказал мне сын, один из учеников написал на доске задачу. Затем Мирона вызвали к доске решать следующую задачу. Мирон стал стирать с доски предыдущую задачу. Так как Кирилл прогулял начало урока, он начал кричать: «Не стирай!» Но учительница сказала стирать, поэтому Мирон продолжил стирать. Тогда Кирилл побежал к доске, чтобы помешать Мирону. Тьютор встала между мальчиками, пытается остановить Кирилла, защищая Мирона. В итоге Кирилл каким-то образом вырвался и ударил моего сына по шее сзади. Все дети и Мирон уже привыкли к крикам Кирилла, и Мирон просто стоял и стирал задачу. И тут ему сзади прилетело.
«Ручкой проткнул руку классного руководителя»
— Тьютор у Кирилла появился только с апреля этого года. Раньше администрация школы нам говорила, что на него деньги не выделяются, — сообщила Алевтина. — Перед тьютором были психологи. Они приходили, когда происходил какой-то инцидент, и сидели с Кириллом. Мама у него не разговаривает. Она тоже всегда кричит, матерится. Говорит: «Вы против моего сына». А мы не против его сына, если бы она им занималась. За два года обучения мы понимаем, что она его не лечит. Он деградирует. В первом классе он просто кричал, а сейчас начал бить, кусать людей.
Как утверждает Алевтина, в тот же день, 15 мая, Кирилл ручкой проткнул учительнице руку, а зимой бросил в нее ботинком прямо во время урока.
— Она успела его возле головы поймать. Учительница расплакалась, ушла на больничный, хотела уволиться, — сообщила обеспокоенная мама. — Но ее отговорили. А сейчас она уже окончательно решила, написала заявление. Она прекрасный педагог, лучший в школе. Мы не хотим, чтобы она уходила.
Медицинская комиссия рекомендовала маме Кирилла перейти на индивидуальное обучение, но та наотрез отказалась.
— В этом году была такая ситуация: одна девочка сидела с телефоном, а Кирилл смотрел в ее телефон. Когда начался урок, она убрала телефон, а Кирилл ее ударил, — сообщила Алевтина Теселкина. — Он хотел посмотреть еще в телефон, а она не давала. Другого мальчика на перемене он укусил за руку.
После случая 15 мая Алевтина не выдержала и написала заявление в полицию, а накануне весь класс объявил бойкот и перестал ходить на уроки.
— С 16 мая 29 детей в классе — мы все не пошли в школу. Кирилл сидит на уроках один. Это мы коллективно всем классом решили, — утверждает мама Мирона. — Потому что мы переживаем за жизнь и здоровье наших детей. А если он ручку в руку возьмет? Или еще что-нибудь? Я тут здоровых детей ращу, а мне сына инвалидом сделают. Он же любит внимание. Он хочет всё время отвечать на уроках. А тут он сидел один, спрашивали только его, ему это нравится. Прямо как на индивидуальном обучении. Но мама его против.
Другие родители подтвердили информацию о регулярных происшествиях с участием Кирилла.
— Когда начинается урок, он начинает проявлять агрессию, — сообщила мама другого школьника. — Он не пускает никого в класс, держит дверь, бьет руками, толкает. Случаи всякие были. Может быть, мне ребенок не всё даже рассказывает. Когда много людей, может быть, его все раздражают. Он кидается, может за кем-то бегать. Мы переживаем за здоровье детей, поэтому объявили своеобразный бойкот и не ходим на уроки. Учительница у нас хорошая очень, и она уже на грани. Мы за нее, за себя, за детей переживаем.
Деньги есть, помощи нет
Мама Кирилла прекрасно понимает, как особенности ее ребенка порой отражаются на жизни остального общества. В то же время женщина уверена, что в подобных инцидентах виноваты руководство образовательного учреждения и тьютор.
— Нам дали заключение, что ребенок может учиться в этой школе, — утверждает мама Кирилла. — Нам дали общее тьюторское сопровождение. Два года мы боролись, чтобы нам дали тьютора. Ходили к омбудсмену, в прокуратуру. Обратились в ВОРДИ — эта организация помогает семьям с детьми-инвалидами. И когда мы уже начали давить на суд, потому что нам не создают специальные условия, только тогда администрация школы дала тьютора. Только в конце этого учебного года. Тьютор, который работает с такими детьми, должен владеть прикладным поведенческим анализом, чтобы купировать срывы, сенсорные перегрузки. Это особая методика. Тьютор, которого нам дали, сразу сказала, что она не владеет всем этим. Ну какого дали, с тем и живем.
«Классный руководитель в конце 2022 года сказала мне: "Я буду бороться, чтобы вашего сына убрали"»
Женщина очень переживает за социализацию ребенка, и именно поэтому она изначально настаивала на том, чтобы ребенок не развивался изолированным от общества, а учился в общеобразовательной школе с другими детьми.
— Оказывается, на таких детей, как мой ребенок, выделяется 660 000 рублей в год, — сообщила мама школьника. — На одного ребенка. Во всей России Волгоградская область — единственный регион, который добился таких денег для особенных детей. Ставка тьютора заложена в этом финансировании. И, увы, так со всеми подобными детьми. В стране ввели инклюзию, а реализация этой инклюзии — у них нет ни методической поддержки, школы в этом не разбираются. У него все эти сенсорные системы работают гораздо острее, чем у нас с вами. Шумы, звуки, он гораздо сильнее воспринимает. Тьютор должен понимать: если у ребенка идет сенсорная перегрузка, его нужно вывести. Он должен успокоиться, а потом вернуться. Есть специальный прикладной поведенческий анализ.
Мама Кирилла утверждает, что в конфликтных ситуациях другие родители не понимают ее.
— Мне звонили, угрожали. Гадости пишут мне, — утверждает женщина. — Я на собрания перестала ходить, потому что на меня кидаются. Я пытаюсь объяснить, но меня никто не слушает. Угрожали мне и моему ребенку разбить голову. В полицию писали. У нас такая острая стадия. Мне юрист посоветовал не входить ни в какие контакты с родителями.
Педагоги гимназии № 16 подтвердили журналистам информацию о проблемах в классе, а также о нападениях на детей и классного руководителя. Журналисты V1.RU направили запрос в администрацию Волгограда. На момент публикации ответа не поступало.