Некоторые профессии по традиции еще делят на мужские и женские. Но есть люди, которые рвут шаблоны. И такой человек — житель Красноярска, выпускник института искусств Вадим Савченко. Он единственный мужчина-педагог в детском саду. В интервью NGS24.RU он рассказал, как пришел к дошколятам, почему работу в садике считают «немужской» и как радует не только детей, но и взрослых.
«Хочешь стать нашим хвостом?»
В класс заходит средняя группа, и начинается развлекательный урок. Первым делом дети распеваются.
— Музыка, здравствуй! Музыка, здравствуй! Музыка, музыка! Праздник прекрасный! Праздник прекрасный! Нам дарит музыка! Здравствуйте, девочки! — приветствует ребят молодой педагог, который сидит за пианино.
— Здравствуйте! — хором отвечают дошкольницы.
— Здравствуйте, мальчики!
— Здравствуйте! — вместе и складно отвечают мальчишки.
— Здравствуйте, взрослые!
— Здравствуйте! — Вадим Савченко подключает к уроку не только воспитателя, но и нас, пришедших снимать его журналистов.
Приветливому пианисту 30 лет, и он — единственный преподаватель-мужчина в детском садике. Спустя пару минут Вадим берет в руки гармонь, предлагает детям поучаствовать в музыкальной игре — встать в большую змейку — и начинает петь:
— «Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь стать нашим хвостом? Проползай!» Поем хором.
После змеиного веселья дети учатся чувству ритма. В арсенале музыкального руководителя деревянные ложки, бубны и колокольчики. Он раздает их детям, и получается звонкая мелодия.
«Я зеленый, без опыта»
Вадим родом из маленького городка Шарыпово, что под Красноярском. Вся его семья — музыканты-любители. Родители, когда он был маленьким, привели его в музыкальную школу. Учителя дали скрипку и научили играть. Учеба давалась не то чтобы легко. Порой появлялись мысли «хочу все бросить», но школьник справлялся с минутами слабости и не сдавался. Было жаль как минимум потраченного времени, говорит он.
Чуть позже Вадим перевелся на вокалиста, а после того, как окончил школу, переехал в Красноярск и поступил в Сибирский институт искусств (с 2000-го по 2015-й носил статус академии. — Прим. ред.) на ту же специальность.
После получения диплома начинающему вокалисту найти работу было непросто. Многим нужны специалисты с опытом.
— Когда я учился в академии, работал при министерстве культуры, в Центре народного творчества. Зарплаты были не слишком высокие. Выпустился зеленый, почти без опыта, но есть диплом. То есть просто есть я — молодец такой, и все, — рассказывает о трудностях преподаватель.
Вадим решил вернуться в родной Шарыпово, чтобы помочь родителям построить дом и, конечно, найти хоть какую-то работу. Тогда взгляд упал на вакансию музыкального руководителя в детском саду.
— Я прошел переквалификацию и устроился музыкальным руководителем. Имею первую квалификационную категорию и на высшую буду уже аттестоваться весной. Ну, есть карьерный рост, — рассказывает Вадим.
Освоив профессию, преподаватель вернулся в Красноярск и устроился в садик. И, как оказалось, стал там единственным мужчиной-педагогом. Но чужим в женском коллективе Вадим себя не чувствует.
— Коллектив очень крутой. У нас множество специалистов в разных сферах: изобразительное искусство, английский язык, физкультура, шахматы, бассейн — чего только нет. И мне интересно. Плюс адекватное начальство. Я сюда прихожу практически как домой, работа не напрягает, и это круто, — говорит педагог.
Одна из работниц детского сада подтверждает, что с Вадимом все нашли общий язык и «он у нас очень хороший».
— Да это же коллега моей жены, в одном саду работают. Клевый парень, Филармонией кличут в коллективе! Дети в восторге, женский коллектив в еще большем: сразу юбки, каблуки носить стали и улыбаться больше, — такое сообщение под нашей видеоновостью о Вадиме оставил читатель.
«Чтобы не ребенок тебя не раздражал»
Выстраивать отношения с детьми — задача не из легких. Но Вадим справляется. По его мнению, главное тут — найти подход к ребенку и заинтересовать его. Тогда все занятия пройдут легко.
— Это ребенок, у него может быть разное эмоциональное состояние. Твоя задача — сделать так, чтобы никто никого не раздражал: ни он — тебя, ни ты — его. Нужно найти подход, заинтересовать. Тогда ребенку будет с тобой интересно, в твой музыкальный зал он всегда пойдет с хорошим настроением. Будет видеть тебя и знать, что ты на 100% что-то интересное покажешь, — объясняет Вадим.
При выборе профессии педагог советует прислушиваться к «зову сердца». И не скрывает, что и он в свое время так делал.
— Ты можешь оставить след в жизни маленького человека. Получается, не зря живешь на этой планете. Что-то значимое делаешь, — с энтузиазмом говорит он.
Мужская профессия
У Вадима плотный график, но семья поддерживает его в выборе профессии. Девушка, которая работает продавцом, тоже не имеет ничего против того, что ее возлюбленный работает в женском коллективе. Не ревнует. И считает, что работа с детьми для мужчины дорогого стоит.
— Есть разные мысли, мнения. Говорят, конечно, порой: «Ты работаешь в детском саду — это не мужская работа». Ну а почему нет? Попробуй, научи ребенка музыке, ритму. Все это очень важно, — отвечает людям, так думающим, Вадим.
Педагогу часто приходится общаться с родителями дошколят. И его этот момент не напрягает — напротив, Вадим консультирует мам и пап, объясняет, зачем детям нужна музыка.
— Родители слушают, говорят: «Мы этого не знали». Бывает, я провожу консультации. Говорю родителям: «Пожалуйста, приходите на занятия». И советую им, когда занимаются с ребенком дома, убирать у него планшет. Нет, я не ханжа, время такое, и я не говорю, что это устройство вообще не нужно. Но, когда ребенок подходит к окну и начинает «приближать» пальцами снег, это уже звоночек, — объясняет преподаватель.
Утром — дети, вечером — взрослые
Заработок Вадим не афиширует, говорит лишь, что «все мы с ипотеками». Работа в садике у него — не единственная. Утром в руках гармонь, вечером — микрофон. С 2017 года Вадим организует мероприятия и часто выступает в роли ведущего. Началось все с того, что в Доме культуры в родном городке Шарыпово узнали об образовании Вадима и предложили провести концерт. Опыта ведущего у нашего героя тогда не было, но он все же решил попробовать, и получилось.
— Концерт провел, потом сказали: «Слушай, есть у нас ресторан, там надо провести новогодний корпоратив, сможешь?» Говорю: «Ну давайте попробуем». И все, с этого момента понравилось, я начал расти, развиваться, — рассказывает о второй профессии Вадим.
На счету у Вадима уже много мероприятий, и он даже состоит в Международной академии ведущих. Совмещать две работы непросто, но удается. Садик стартует с девяти утра, а вечерние мероприятия — всегда по-разному. Работы Вадим разносит по графику. Такого, что он полночи вел свадьбу, а утром шел учить детей ритму и музыке, не бывает.
— Тут, наверное, вопрос многозадачности. Я начал заниматься музыкой с пяти лет, и нет сложности провести занятие, подготовить сценарий — на это не уходит слишком много времени, и есть возможность формировать взрослые мероприятия, готовиться к ним, ездить на встречи, — объясняет ведущий.
Выбрать одну из двух профессий Вадим не может. Интересно и то и другое.
— Я себя в этих делах нашел, мне комфортно. Хочется расти, развиваться и как ведущему, и как педагогу. Одна музыкальная ниша, но с двумя чашами весов, разных, а потому интересных.