Образование «Школа — это часть общества и жизни»: Эксперты высказались по поводу конфликта из-за диктофона в элитной гимназии центра Волгограда

«Школа — это часть общества и жизни»: Эксперты высказались по поводу конфликта из-за диктофона в элитной гимназии центра Волгограда

Учитель, депутат Госдумы и юрист уверены, что руководство гимназии должно было погасить конфликт, а не выносить его на публику

В скандал оказались втянуты как руководство учебного заведения, так и родители | Источник: Алексей Волхонский / V1.RUВ скандал оказались втянуты как руководство учебного заведения, так и родители | Источник: Алексей Волхонский / V1.RU

В скандал оказались втянуты как руководство учебного заведения, так и родители

Источник:
Алексей Волхонский / V1.RU

Использование на уроке диктофона девочкой-шестиклассницей стало поводом для громкого скандала, разгоревшегося в гимназии № 1 Центрального района Волгограда. Ситуацию, в которую оказались втянуты как руководство образовательного учреждения, так и полиция с прокуратурой, прокомментировали заслуженный педагог, адвокат и депутат Государственной думы.

«Вероятно, из-за того, что я подарки учителям не дарю»

Напомним, скандал в гимназии № 1 Центрального района Волгограда возник из-за диктофона, включенного шестиклассницей на уроке. По словам отца гимназистки (полные данные есть в распоряжении редакции), у его дочери изначально не сложились отношения с одним из недавно пришедших учителей. Он считает, что придираться педагог начал после его категоричного отказа от подарков учителям.

— Учитель к нам пришла недавно, в прошлом году. Ну и у нас сразу отношения не сложились. Вероятно, из-за того, что я подарки не дарю отдельно от того, что мы сдаем в класс, — рассказал мужчина. — Было такое, что двойки за домашнее задание ставили, а пятерки нет. Я ходил и к руководству гимназии, и в департамент образования, в итоге урегулировали этот момент. Теперь же к ней начали придираться из-за диктофона, на который она записывала уроки, чтобы повторять их потом дома. Я ей объяснял, что скрытая запись незаконна и нужно пользоваться им только в открытом виде. Предупредил классного руководителя, что разрешил дочери пользоваться этим устройством. Объяснил, что дочь ведет запись исключительно с целью повторять уроки.

Но, по словам отца девочки, включенный диктофон стал для педагога и курировавшего преподавание русского языка завуча невероятным раздражителем: заместитель директора гимназии пыталась на уроке отобрать диктофон, вывела девочку в коридор, где довела до слез расспросами, а также схватила за руку так, что у школьницы лопнула кожа. Возмущенный отец обратился в прокуратуру, а сам столкнулся с оскорблениями и травлей в школьных чатах.

«Сам по себе он ни к чему не обязывает»

По словам профессионального юриста Валерия Голованова, в правилах каждой школы есть правила использования любых устройств. А факт использования диктофона не может быть какой-то проблемой ни для педагога, ни для окружающих.

— В чем проблема диктофона? Сам по себе он ни к чему не обязывает, особенно если ученица записывает уроки, чтобы потом перепроверить. Это же не телефон, которым она пользуется на уроке. Это раз. Во-вторых, у нас есть устав школы каждого учебного заведения, где прописан порядок применения гаджетов. В данном случае диктофон — это записывающее устройство аудиовизуализации и не более того.

«Любую проблему, как правило, можно спокойно решить»

Заслуженный педагог, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» Алихан Динаев считает, что тяжело дать корректную оценку, не зная всей ситуации целиком. Само появление диктофона на парте только удивило бы заслуженного педагога, но даже в таком случае стоило бы регулировать конфликт в индивидуальном порядке:

— На мой взгляд, абсолютно ничего плохого в записи урока школьником нет. Наверное, этой девочке стоило согласовать с учителями этот вопрос. На практике, если я увижу, что ребенок использует диктофон, то не увижу в этом никаких проблем. Честно говоря, я буду скорее удивлен, увидев подобное на уроке. Во-первых, потому что эти устройства, мягко говоря, остаются в прошлом. А во-вторых, я очень сомневаюсь, что ученики впоследствии дома будут всё это часами переслушивать, — рассказывает Алихан Динаев. — С другой стороны, мы с вами знаем, что по относительно недавним изменениям федерального закона об образовании использование телефонов вне учебных целей на занятиях запрещено в большинстве школ. Предполагаю, что в эту категорию входят также и планшеты, диктофоны и прочие гаджеты.

Учитель считает, что в подобных случаях учитель, а тем более завуч, должны были вести себя спокойно и тактично. Ни в коем случае не устраивать конфликт в присутствии других школьников или выносить это в классный чат, не говоря уже о том, чтобы выносить подобные споры на всеобщее обозрение.

— Мне кажется, этот конфликт точно не нужно было разрешать публично и можно было оставить его до конца урока, а потом индивидуально поговорить с ученицей, чтобы не создавать лишние проблемы и себе, и этой девочке, и другим ученикам. Если бы вдруг по каким-то причинам меня бы возмутило наличие диктофона на столе у ученика, я бы вежливо попросил прекратить запись, — рассуждает заслуженный учитель. — Если бы увидел, что ученик отказывается это делать, мы бы просто поговорили бы с ним после уроков, потом могли бы поговорить с родителями, могли бы объяснить, что в соответствии с правилами устава и федерального закона подобные вещи могут быть запрещены. Любую проблему, как правило, можно спокойно решить без лишних скандалов. С другой стороны, каждый день в любой школе происходят какие-то неприятные истории, какие-то мелкие или крупные конфликты. Это школа, это часть общества, это часть жизни. Впрочем, отмечу, что судить о профессионализме заместителя директора и учителя, не зная предыстории, было бы с моей стороны некорректно.

«Конфликт должен был быть урегулирован еще на начальном этапе»

Депутат Государственной думы от Волгоградской области Алексей Волоцков сказал, что, прежде всего, не видит целесообразности в использовании диктофона на уроках.

— Во-первых, на мой взгляд, какой смысл ходить в школу с диктофоном? Вообще, я впервые слышу, чтобы кто-то приходил с диктофоном в школу. Это, наверное, нонсенс, — рассуждает Алексей Волоцков. — Когда мы учились, всё записывали самостоятельно и никаких электронных устройств не было. Тем более в настоящее время мы максимально боремся против использования детьми телефонов на уроках. Стараемся как избавиться от этого законодательно, так и прописать это в методиках.

Но, по мнению депутата, педагогический коллектив был обязан урегулировать конфликт в индивидуальном порядке и ни в коем случае не выносить на публику.

— Изначально необходимо было бы пригласить отца и провести с ним беседу. Согласовать порядок и морально-этическую сторону этого процесса. Обсудить запрещенные устройства и их использование. Этот конфликт должен был быть урегулирован еще на начальном этапе, — уверен депутат. — Прежде всего, я, как и полагаю любой родитель, должен вести ребенка в школу, следуя установленным правилам. А здесь я вижу конфликт на пустом месте. Его нужно было изначально разрешить и не выносить в массы. Поэтому здесь, на мой взгляд, стороны должны прийти к общему взаимопониманию и уладить конфликт.

А еще у нас есть телеграм-канал. Подпишитесь, там интересно!

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE1
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED1
Гнев
TYPE_ANGRY3
Печаль
TYPE_SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
232
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления