Ласковая Плюша, стервозная Лина и почти ручной Ник — такая компания дрессированных пум приехала на новое представление в волгоградском цирке. О прогулках на поводке, кошачьей ревности и уникальных трюках артистов с острыми клыками читайте в нашем репортаже.
Ник — кошка, которая спокойно реагирует на свет софитов и надоедливый микрофон. Пойдет по своей дороге, по пути остановится у детских игрушек, но не зарычит даже после утомительной фотосессии.
— Все шесть пум — братья и сестра. Ребята отличные. Ребята — настоящие артисты, которые слышат музыку и уже готовятся к выходу на манеж, — рассказывает артист-дрессировщик Наталья Исайчева. — Они выросли дома. В ласке и тепле. Знают, что я — их мама, а Володя — папа. В нашей работе вообще не приветствуется кнут. Либо мы повышаем голос, и они понимают, что где-то нашкодили, либо хвалим их за хорошую работу. Посмотрите. Я кладу степ на голову Нику, и он не вздрагивает. Он не боится, что его ударят. Наша работа уникальна тем, что мы выводим пум на поводках. В волгоградском цирке зрители сидят близко к барьеру, поэтому здесь будет почти прямой контакт с горожанами.
«Он не охотится на кошек и на людей»
Ник вальяжно взбирается на свою подставку и бодро машет лапой: то ли большая семилетняя кошка радуется новым знакомствам, то ли с ходу решает расставить все точки над i и показать настоящего хозяина.
— В детстве наш Ник часто болел, поэтому его все залюбили, зацеловали, засюсюкали, — улыбается Наталья Исайчева. — Теперь он немного показывает нам свой характер: может пойти налево, когда его просят свернуть направо. По характеру он больше лев или тигр. А вообще с самого рождения он вел себя, не как остальные хищники. Другая кошка ведь сразу пойдет охотиться: времена, когда я в Самаре гуляла с Линой и Аватаром вокруг цирка, уже прошли. Сейчас мне страшно: если они увидят кошку или собаку, то тут же рванут за ней. А Ник пойдет лишь туда, куда ему интересно.
Стервочка и пума с «тараканами»
О каждом животном Наталья Исайчева рассказывает, как о любимом ребенке: один немного вредный, другой — мягкий и пушистый. По словам дрессировщицы, ее отношения с опасными хищниками строятся на доверии.
— Наша Лина — очень стервозная девушка. Выходит в манеж, шипит, пыхтит и при этом классно работает, — показывая эмоции своих пум, продолжает Наталья Исайчева. — Плюша — мягкая и пушистая девочка. Марик — очень артистичный товарищ со своими тараканами в голове. И у него их много. Но зато он делает по-настоящему уникальный трюк. Все наши пумы работают на доверии. Помню, в годик Аватару нужно быть прыгать на огонь. Он повернулся, прочитал в наших глазах «Тася, надо», выдохнул и прыгнул. Животные понимают, что мы не сделаем им больно. Могут, конечно, показать: «Не хочу». Постоят, постоят, а потом всё же сделают свой трюк, получат кусочек мяса и с чувством выполненного долга уйдут отдыхать.
«Их плющит от ласки»
За каждый удачный трюк шестерка дрессированных пум получает свой сочный «гонорар». За один день в меру упитанные животные успевают съесть по два, а то и по два с половиной килограмма говядины.
— Они едят мясо: сердце, курицу, — рассказывает Наталья Исайчева. — Конфетку, как обезьянке, им не дашь. Пумы обожают, когда мы чешем их ушки, пузико, ножки. Они все млеют и расплющиваются от удовольствия. Мурлыкают, и когда с ними просто разговариваешь. Кстати, с самого детства их нужно приучить к имени. Желательно, к короткому и емкому: Ник, Рон, Лина, Аватар. Если кошки будут реагировать на «Кыс-кыс», то во время представления будут искать каждого, кто решит позвать их таким способом.
На прощание ручная пума вновь машет лапой (Теперь уже точно: обаятельное животное прощается с журналистами). Первая встреча с волгоградцами назначена на эту субботу.
Виктория Рындина