Вместо современных пластиковых автомобилей на пульте управления волгоградец Николай Лялин дарит своим сыновьям настоящую диковинку. Миниатюрные «Москвичи», мотороллер «Крошка» или педальная «Нева» — в советское время такому богатому автопарку позавидовал бы любой мальчишка. Где инженер-конструктор находит старые игрушки и как к необычным подаркам относятся его дети — в нашем репортаже.
Несколько лет назад Николай Лялин показал своим сыновьям старый и ржавый кузов детской машинки. Могли ли они подумать, что уже через месяц из отжившего свой век раритета их отец сделает яркую и будто бы совершенно новую модель?
— Когда я притащил первый ржавый кузов, дети как-то не проявили энтузиазма, — вспоминает Николай Лялин. — А потом был восторг. Сейчас они ходят со мной в гараж и стараются помогать: старшему ребенку — 6 лет, а младшему будет четыре. Мальчишки начинают понимать, что после реставрации любой кузов обретет вторую жизнь.
Игрушки, забытые повзрослевшими детьми, волгоградец находит порой в самых неожиданных местах. Самым очевидным из них становится пункт приема металлолома.
— Бывает, что их сдают в металлолом, иногда нахожу у знакомых — то на чердаке, то еще где-нибудь, — рассказывает реставратор. — А порой они находят меня сами. Однажды мне написал мужчина: «Увидел старую игрушку, а выкинуть ее жалко». Так и закружилось: сначала купил одну, потом мне подвернулась вторая. Она оказалась такой старой и разбитой, что мне стало ее жаль. Подумал: «Нужно восстанавливать».
После того как в гараже увлеченного инженера-конструктора появляется новая модель, трио мастеров начинает кропотливую работу. Тяжелее всего, признает Николай Лялин, ему дается поиск нужных деталей.
— Искать детали на игрушки очень тяжело. Сами понимаете, что их никто не хранит, — объясняет волгоградец. — Многое приходится делать самому. По профессии я — инженер-конструктор. Помогает то, что я могу легко нарисовать 3D-модель нужной мне запчасти. На восстановление каждой машинки уходит около полутора месяцев. Работа, маленькие дети — свободного времени на хобби остается совсем немного.
В умелых руках волгоградца новую жизнь получили темно-синий «Москвич» третьего выпуска и историческая модель, сошедшая с конвейера в 1962 году. Две «Львовянки», ярко-красная «Радуга», голубая педальная «Нева» и мотороллер «Крошка» — за несколько лет семья Лялиных собрала солидный автопарк.
— Мои дети разочаровались, когда поняли, что современные машинки сделаны из пластмассы, — уточняет мужчина. — Эти же игрушки — из толстого и крепкого металла. Вчера, кстати, собрал знакомых детей и посадил их «за руль». На этих игрушках они самостоятельно доехали от гаража до двора. Конечно, сейчас меня интересуют ЗИС или «Победа». Но у меня есть и настоящая машина — красно-белый «Москвич» 59-го года выпуска. Его бы тоже хотелось довести до ума.