Совсем недалеко от Волгограда еще можно увидеть настоящее казачество и узнать его непростую историю и культуру. Чтобы лично прикоснуться к традициям донских казаков, достаточно лишь сесть в автомобиль или на маршрутку и отправиться в ближайшие от города станицы. Как удачно и познавательно провести выходные с «казачьим уклоном» — рассказал городской исследователь Дмитрий Бушмин.
Беглые крестьяне и сарматы
Как рассказывает Дмитрий Бушмин, перед тем, как отправиться в путешествие по Волгоградской области, необходимо в первую очередь хоть немного понимать, что такое Донское казачество. Сделать это, по его мнению, достаточно легко, так как культурные обычаи казаков глубоко осели в различных произведениях массового искусства.
— Образы казаков показаны в первую очередь в романах Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», — рассказывает Дмитрий Бушмин. — Также есть множество произведений кинематографа и мультфильмов. Даже компьютерные игры не оставили казачью тему без внимания. Известная многим игра «Казаки» успела стать определенного рода классикой.
Но кто же такие казаки, откуда они взялись и в чем их особенности в контексте Российского государства? По словам Дмитрия Бушмина, теории на этот счет ходят разные. Например, по довольно распространенной версии, считается, что казаки — это беглые крестьяне, которые мигрировали в южные районы России. Дмитрий Бушмин говорит, что эта теория имеет право на существование.
— Есть одна из теорий, что казаки — это беглые крестьяне. Но сегодня говорят, что основная часть казаков всё же состояла из вольных людей. Недаром дикое поле — степь — издавна заселяли разные кочевые народы. Их описывал даже Геродот, упоминая скифов, сарматов и даже амазонок, вольных и воинственных женщин, которые жили на берегу Дона, — рассказывает Дмитрий Бушмин. — Казачество формировалось в наших краях в XV–XVI веках, когда уже распалась Золотая Орда и земли стали фактически ничьими, — рассказывает Дмитрий Бушмин. — Российская власть в этом регионе только обосновывается. Таким образом казачьи регионы стали неким буфером между Турцией и Россией. Землю заняли вольные люди — казаки. Казак от тюркского — вольный человек. Тюркских слов у казаков, кстати, в диалекте очень много.
Но всё же наибольший интерес казачество вызывает не своим этническим составом, а как социальное формирование. Дмитрий Бушмин рассказывает, что вольность казаков — это не просто пустые слова. Пока большая часть России была закрепощена — на Дону жили свободные от крепостного рабства люди.
— Изначально казаки не служили царям и вождям. У них даже было свое посольство в Москве. Их считали независимым образованием. Одно время даже было казачье посольство в Москве, — говорит городской исследователь. — Действительно, некоторое время эти люди могли похвастаться относительной независимостью. При этом известно, что казаки давали присягу Ивану Грозному. Да что уж там, Ермак по приказу царя отправился покорять Сибирь. Да, легендарный Ермак был казаком. С тех пор у них была своя вольница и казаки сами выбирали себе атамана. Однако из-за многочисленных восстаний свобода начала уменьшаться. Но всё равно они до последнего оставались привилегированным классом, обладающим собственной землей.
Курень, круг и каймак
Ввиду особого пути развития казачество обзавелось и собственной уникальной культурой, до сих пор еще сохранившейся в Волгоградской области. По словам Дмитрия Бушмина, наиболее заметным остается и языковое наследие.
— Сохранились до сих пор и кубанский, и запорожский, и донской диалекты. Некоторые слова, возможно, многие слышали. Например, курень — казачья хата. Или круг — собрание, какой-то парламент. Различают около 10 тысяч слов в казачьем диалекте. Многие из них похожи на обычные русские слова или на южнорусский говор, — рассказывает Дмитрий Бушмин. — Казачья речь до сих пор сохраняется в определенных местах. Пока жив язык, будет жива и культура. Быт и традиции по-прежнему остаются. Они во многом завязаны с православием. Казаки, как вы знаете, люди верующие. Главный казачий праздник — это праздник Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. Отмечается он в различных станицах и, конечно же, в столице казачества — Новочеркасске. А самая приятная же черта культуры — это, конечно, еда. Да, есть костюмы, гончарные изделия, но выделяются казаки своей кухней. Каштымы — казачьи пироги с мясом или рыбой. Щерба — уха. Донские казаки много блюд из рыбы знают. Шулюм — суп из мяса и овощей. Звар — компот из сухофруктов. Ну и самое известное — каймак, густые сливки, запеченные в русской печи. К сожалению, у нас в Волгограде, кроме каймака, ничего из казачьей кухни найти практически не удастся.
«Уже не нужно иметь каждому лошадь, служить в армии 40 лет и пахать поле»
По словам городского исследователя, в самом Волгограде тема казачества раскрыта слабо и за ней надо специально ехать в районы области.
— Казаки всё-таки в первую очередь степная культура. Прикоснуться к ней можно у нас в Волгоградской области, — рассказывает Дмитрий Бушмин. — Например, станица Качалинская. Там находится прекрасная полуразрушенная колокольня. Остались особняки купеческие, тоже во многом разрушенные. Место очень живописное. Еще памятник Ермаку стоит. Считается, что он родом именно из станицы Качалинской. Поэтому сибирское казачество берет свое происхождение от донского.
Известный музей казачьей культуры Дмитрий Бушмин советует посетить и в Иловле.
— В этот музей, где восстановлен казачий курень, даже специально собирают экскурсии из Волгограда, — рассказывает Дмитрий Бушмин. — Не менее интересное место — это станица Клетская. Там сохранилась казачья архитектура и великолепный музей. Прекрасный вид на Дон. Там, кстати, снимался фильм «Они сражались за Родину». Здесь бывали и Михаил Шолохов, и Василий Шукшин. А еще именно с этой станицы начинается Сталинградская битва. Музей казачества, находящийся в Клетской, можно назвать одним из самых лучших. Там хранится много артефактов, посвященных казачеству, показываются различные обряды и традиции.
Интересны станицы Задонья, а также севера и запада Волгоградской области не только архитектурой и музеями. Главными носителями казачьей культуры по-прежнему остаются сами местные жители.
— У нас станицы казачьи за Доном можно увидеть, пообщавшись с населением. Традиции у них многие по-прежнему сохраняются в быту, — рассказывает Дмитрий Бушмин. — Да, как казаки XVIII века сейчас никто не живет. Уже не нужно иметь каждому лошадь, служить в армии 40 лет и пахать поле. Но говор и традиции сохраняются до сих пор. Современные казаки делятся на реестровых и нереестровых. Первых можно увидеть на Аллее Героев в составе казачьих дружин. Вторые же неофициальные. Стараются реконструировать старые традиции. Кто-то из них пытается содержать музеи. Казачья культура сегодня сохраняется именно в станицах и музеях. Главная особенность их культуры — это свобода. Свобода от гнета закрепощения. И вольная воля.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы получать всю самую свежую информацию прямо в смартфон