Новый год во все времена имел свои традиции. Сейчас это фейерверк, обращение президента и однотипные сообщения в социальных сетях «С Новым годом!» Но каких-то 100 лет назад всё было по-другому: гадания, колядки, стеночные бои и зимние забавы. Заведующая отделом научно-экспозиционной работы Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина рассказала, как встречали Новый год и праздновали Рождество в Царицыне. Многое из этого можно воссоздать и сегодня, разве что кроме гигантского блюда с черной икрой. Впрочем, тем, кому бюджет позволяет, можно и это.
Рождество
В Царицыне, в начале ХХ века известном как «русский Чикаго», главным праздником, естественно, было Рождество Христово. Жители города, по окончании Филипповского поста, ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, посылали поздравления родным и близким, друзьям. Столы ломились от угощений. Одним из самых популярных блюд была обыкновенная гречневая каша, хотя варили ее по-особенному.
— В Царицынском уезде на Новый год варили Васильеву кашу, — рассказывает заведующая отделом научно-экспозиционной работы Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина. — Дети специально ходили по домам, пели праздничные песни и рассыпали гречку по полу — к богатству и благополучию семьи. За это они получали скромные подарки и разбегались. Хозяйка же с полу собирала зерно, чем скорее она это сделает, тем щедрее в этой семье созреет урожай в новом году. Воду для блюда должен был принести глава семьи. Только потом варили кашу.
Традиционным же угощением праздничного стола была рыба: заливная стерлядь, осетр, белуга, севрюга, щука, белорыбица. Не обходилось и без черной икры, которая стоила совсем не так, как сейчас: 10 000 рублей за 125 граммов.
— Ели пироги с разной начинкой, на столе стоял жареный поросенок, а вместо салатов — картофель различного приготовления. И в бедных домах, и в богатых пили в основном водку и самогон, — перечисляет Ирина Талдыкина. — На рождественские праздники в Царицыне объедались и дрались. Например, кулачные бои стенка на стенку на льду Царицы между бутырскими и зацарицынскими мясниками кончались кровопролитием.
В праздник Рождества Христова среди обеспеченных горожан, чиновников, купцов и прочих депутатов, считалось традицией делать добрые дела и, обязательно, рассказывать об этом через местную прессу.
— В этот день в доме знаменитого царицынского мецената Александра Репникова устраивались благотворительные елки для детей-сирот, — рассказывает сотрудник краеведческого музея. — Для них готовилось угощение, каждому вручался подарок. Не обходилось и без традиционного в те времена «вертепного представления».
Нищие, особенно в рождественские дни, зарабатывали больше, чем когда-либо. С утра рождественского дня, после службы в церкви, начинались колядования — малые детки, парни и девушки, да и взрослые отправлялись «славить Христа».
— Просящие пели тропарь Рождеству Христову, известный тогда всем и каждому. Молитва звучала искренне и благолепно, хозяева радушно и трогательно одаряли всех сластями и мелкими монетами, — говорит Ирина Талдыкина. — На святки взрослые катались на коньках, детвора на санках с горок. Катки заливались на Скорбященской площади, ныне район Горсада и площади Павших борцов, а также в сквере рядом с Общественным собранием — теперь это здание музыкального театра на набережной. Рядом с катками обязательно располагались импровизированные рыночки, где можно было тут же отведать чая из двухведерных самоваров, закусив их сдобой с медом.
Новогодние праздники были продолжением рождественских дней.
Новый год
Новый год связывали с природными явлениями и хозяйственно-трудовой практикой человека, которая строилась с учетом годового цикла смены сезонов. Поэтому у многих народов год начинался весной либо осенью.
— В Древней Руси Новый год начинался в марте и сливался с языческим праздником масленицы, связанным с культом солнца и знаменующим проводы зимы и встречу весны, — объясняет работник музея. — Вместе с христианством на Руси была воспринята византийская система летосчисления, по которой год начинался 1 сентября. Накануне 1700 года Петр I издал указ праздновать наступление нового года «по латинскому обычаю» — 1 января, был введен Юлианский календарь.
В том же указе повелевалось: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По большим и проезжим знатным улицам… перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевельника…»
Рождественская елка стала и «новогодней гостьей» в каждом доме. С елкой встречали Новый год, потому что нарядно убранная елка — добрый знак будущего благополучия, удач и достатка.
— Ровно в полночь Петр I вышел на Красную площадь с факелом, и сам запустил первую «шутиху», — продолжает рассказывать историю празднования заведующая отделом научно-экспозиционной работы. — Повсюду начали палить из ружей и пушек. Праздник продолжался неделю.
Шутиха — ракета, которую выпускают при фейерверке. Она оставляет за собой зигзагообразный огненный след.
— Все новогодние обычаи и обряды были освящены именем Василия Кесарийского, прозванного Великим, — рассказывает Ирина Талдыкина. — Васильев вечер считали «щедрым вечером» и хозяина дома осыпали житом в знак пожелания дому достатка в Новом году. С петровских времен пошла и поговорка «Свинку и боровка для Васильева вечерка» — в новогодний вечер жареный поросенок почитался отменным угощением.
В Новый год не работали, так как считалось, что потом весь год пройдет в тяжком труде. На новогодних торгах первому покупателю делали скидку, потому что считался «дорог почин». Он определял коммерческий успех впредь на весь год.
Жители Царицына старались под Новый год больше отдавать, чем брать, обязательно расплачиваться с долгами уходящего года.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!