Часть жителей Кировского района Волгограда, живущих на острове Сарпинском, из-за разгоревшегося хозяйственно-финансовового конфликта между мэрией Волгограда и ООО «Пассажирский порт Волгоград» оказались в ситуации практически полной изоляции от внешнего мира.
С 1 января этого года регулярное пассажирское сообщение с островом Сарпинский, ранее осуществлявшееся ООО «Пассажирский порт Волгоград» на основании заключенного с городскими властями контракта, полностью прекращено. Единственным транспортным средством, с помощью которого островитяне могут попасть на «большую землю», теперь остаются только аэросани муниципальной службы спасения, которые могут перевезти за один рейс не более восьми пассажиров. В ветреную погоду спасатели и вовсе берут на борт не более пяти человек, опасаясь возможного переворачивания судна. По этой же причине сотрудники службы спасения не хотят перевозить детей, отказываясь брать ответственность за их жизнь.
Несмотря на то что, по утверждению источников в мэрии Волгограда, спасатели делают до 10 рейсов в день и перевозят всех желающих попасть на материковую часть Волгограда и обратно, проблема транспортной изоляции стоит для островитян крайне остро.
Как сообщил V1.ru председатель ТОС «Сарпинский» Владимир Сорокин, в настоящий момент на острове находятся не менее 800 человек. Он считает, что предоставленный городскими властями транспорт не может в полной мере решить проблему снабжения острова продуктами, медикаментами и обеспечить в необходимых объемах перевозку пассажиров.
По словам Владимира Сорокина, многие из работающих в Волгограде островитян из-за возникших транспортных проблем были вынуждены уйти в отпуска за свой счет. Он также отмечает, что запас продуктов, сделанный местными предпринимателями до прекращения работы переправы, подходит к концу, и возможности его пополнить пока нет. Существуют трудности и с получением местными жителями необходимых медикаментов.
Кроме того, 7 января аэросани уже выходили из строя из-за пропоровшего дно судна льда, а с наступлением сильных холодов риск аварий и несчастных случаев только увеличится.
В связи с этим, по мнению председателя ТОС «Сарпинский», ситуация может вскоре начать развиваться по критическому сценарию.
«Мы обратились с письмами к сити-менеджеру Чунакову и вице-губернатору Игорю Стефаненко с просьбой возобновить пассажирское сообщение с островом, – отметил господин Сорокин. – Но, честно признаться, особых надежд с городскими властями мы не связываем. На мой взгляд, пока ситуацией не займется областное руководство, дело с мертвой точки не сдвинется, а ситуация, меж тем, с каждым днем становится все тревожнее».
В ООО «Пассажирский порт Волгоград» тем временем отмечают, что в связи с истечением договора с мэрией Волгограда с 1 января этого года не имеют больше законных оснований на перевозку пассажиров на остров Сарпинский и обратно.
По словам начальника службы пассажирских перевозок пассажирского порта Волгограда Павла Попова, перезаключению контракта мешают долги властей областного центра перед организацией-перевозчиком.
«Если я не ошибаюсь, фактически город прекратил платить за организацию речных перевозок с сентября прошлого года, – сообщил V1.ru господин Попов. – Сегодня мы пытаемся взыскать с мэрии Волгограда за выполненные сверх расписания рейсы более пяти миллионов рублей. Они выдвинули в отношении нас встречные претензии – в размере около 10 миллионов рублей. Якобы эти деньги, по мнению городской счетной палаты, мэрия необоснованно израсходовала на оплату речных перевозок в 2013–2014 годах. При том что мы оговоренные в контракте объемы транспортной работы не только выполнили в полном объеме, но и перевыполнили».
По мнению представителя ООО «Пассажирский порт Волгоград», занятая мэрией позиция неконструктивна и может объясняться либо нежеланием волгоградских чиновников справедливо рассчитываться с перевозчиком за его работу, либо желанием обанкротить предприятие.
Напомним, на сегодняшний день ООО «Пассажирский порт Волгоград» из-за финансовых разногласий с городскими и областными властями судится сразу с тремя инстанциями – комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда и двумя отраслевыми подразделениями областной администрации: комитетом транспорта и дорожного хозяйства и комитетом тарифного регулирования. Общая сумма финансовых претензий речпорта к областным и городским органам власти составляет около 17 миллионов рублей.
В мэрии Волгограда, в свою очередь, возлагают вину за возникший кризис на ООО «Пассажирский порт Волгоград». Там подчеркивают, что делают все возможное для разрешения ситуации.
«27 ноября прошлого года мы объявили конкурс на заключение муниципального контракта по перевозке пассажиров на остров Сарпинский, однако руководство речпорта приняло решение не участвовать в конкурсе. 28 декабря конкурс признан несостоявшимся, – заявил председатель комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда Дмитрий Веркин. – Все это время продолжался процесс переговоров, однако понимания у руководства речпорта мы пока не нашли».
Как уточнили в мэрии, ситуация осложняется тем, что Волгоградский речной порт – единственная в городе компания, осуществляющая пассажирские перевозки водным транспортом. Однако это обстоятельство, по мнению городского руководства, не дает перевозчику права делать заложниками ситуации жителей острова.
К слову, как на условиях анонимности сообщил V1.ru знакомый с ситуацией источник, власти Волгограда уже прорабатывают возможность закупки муниципалитетом собственного речного флота, что позволит городу самостоятельно осуществлять речные перевозки и полностью отказаться от услуг речпорта.
«Речь идет о закупке в лизинг одного – двух речных судов, чья стоимость колеблется на рынке от шести до 10 миллионов рублей, – рассказал собеседник. – В конечном итоге это выйдет дешевле, чем год из года терпеть шантаж со стороны коммерческого предприятия».
По мнению руководителя фракции «Единая Россия» Алексея Волоцкова, ситуация с транспортной изоляцией острова Сарпинский не столь критична, как может показаться на первый взгляд. Он уверен, что взаимоприемлемое решение будет вскоре найдено.
«Мы в ответе за судьбу жителей этого острова, являющегося неотъемлемой частью Волгограда, и должны как можно быстрее найти выход из сложившейся ситуации, – отмечает депутат. – Жители Сарпинского действительно испытывают сегодня определенные трудности, но нужно понимать и то, что деньги налогоплательщиков никто выкидывать на ветер не собирается. Требования предприятия-монополиста не должны выполняться только потому, что ему так хочется. Мы должны четко понимать, из чего складывается тариф, за какие услуги мы платим и не получает ли сверхприбыли перевозчик».
Фото: Фото предоставлено мэрией Волгограда