Деревянное историческое здание железнодорожного вокзала на станции Гумрак в Дзержинском районе Волгограда полностью уничтожено. По словам краеведов, вокзал был последним двухэтажным деревянным зданием в городе, уцелевшим после Сталинградской битвы.
Как сообщает V1.ru, ОАО «РЖД» завершило начатые две недели назад работы по сносу исторического деревянного вокзала на станции Гумрак, построенного по одним данным в конце XIX века, а по другим – в 1917 году. Несмотря на обращение волгоградских активистов в прокуратуру Волгоградской области, здание, которое дважды признавалось объектом, обладающим историко-культурной и художественной ценностью, уничтожено до основания. Оставшиеся не вывезенными кучи деревянных обломков растаскиваются местными жителями для печного отопления.
По данным музея-заповедника «Сталинградская битва», деревянный двухэтажный вокзал на станции Гумрак стал одним из зданий, отмеченных в истории великой битвы на Волге. В 1942 году в подвале вокзала проходили совещания штаба шестой армии вермахта, а впоследствии в нем размещался немецкий госпиталь. Более того, именно отсюда отправлялись составы с мирными жителями Сталинграда, угоняемыми на работы в Германию, и на эту станцию прибывало маршевое пополнение для немецко-фашистских войск. После войны вокзал долгое время использовался по прямому назначению, в последнее десятилетие первый этаж и каменные низы были заняты начальником участка дороги, а на втором этаже проживали несколько семей железнодорожников.
В 2011 году ГБУК «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» выявил на станции Гумрак три сооружения, обладающих признаками объектов культурного наследия: вокзал, водонапорную башню и насосную станцию, построенные в конце XIX – начале XX века. В 2013 году ООО «Экспертиза Поволжья» из Саратова, работая по заказу Приволжской железной дороги, провело государственную историко-культурную экспертизу объектов и подтвердило результаты предыдущего обследования. Обе экспертизы были переданы как в Приволжскую железную дорогу, так и в комитет по культуре Волгоградской области для дальнейшего оформления документации и постановке на учет выявленных объектов культурного наследия.
Но, как сообщили V1.ru в службе корпоративных коммуникаций Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», было принято решение о строительстве участка железной дороги для пуска аэроэкспресса от железнодорожного вокзала Волгоград-1 до аэропорта протяженностью 1,2 километра в рамках подготовки к ЧМ-2018, и вокзал станции Гумрак пошел под снос в рамках будущего строительства.
Напомним, снос вокзала станции Гумрак стал уже третьим случаем за последнее время, когда деятельность ОАО «РЖД» вызывает резкие возражения со стороны волгоградских активистов движения по охране памятников истории и культуры. Так, осенью 2014 года в рамках «плановых мероприятий по поддержанию порядка на насыпи железнодорожного полотна» были уничтожены сохранившиеся до этого момента исторические опоры Царицынского виадука на перегоне между станциями Волгоград-1 и Волгоград-2 в Центральном районе Волгограда. Кроме того, в декабре прошлого года выяснилось, что отправленная в 2014 году на реконструкцию пятифигурная скульптурная группа «Апофеоз труда», установленная на главном фасаде железнодорожного вокзала Волгоград-1, скорее всего, уничтожена и, возможно, будет заменена подделкой из совершенно другого материала.
Фото: Фото Марии Часовитиной